Главные составляющие сюжета на ТВ

Разберем основные составляющие телевизионного сюжета. Познакомимся с этими терминами, которые встречаются в ежедневной работе репортёра ТВ.

Подводка – это информация, которую говорит ведущий, диктор или журналист перед сюжетом, в самом начале. В ней сообщается о чём пойдет речь далее, иногда называют имя журналиста, который будет в кадре. Подводка должна быть лаконичной, но цепляющей, чтобы зритель захотел посмотреть весь сюжет. Хорошая подводка интригует, задает тон сюжету и настраивает аудиторию на его восприятие. От качества подводки часто зависит последующее внимание зрителя.

Стендап (переводится с английского как «стойка») – это когда журналист работает в кадре, то есть стоит перед камерой и что-то говорит. Возможно, вам проще будет запомнить этот термин по аналогии со стендап-комиками, которые во время своего стендапа, как и журналисты, выступают перед аудиторией. Иногда журналисты ленятся или даже стесняются записывать стендапы. Но это ваш имидж, ваша узнаваемость, поэтому нужно как можно чаще появляться перед телезрителями.
Стендап помогает зрителям увидеть автора сюжета, почувствовать его эмоции и вовлеченность. Иногда стендап записывают в самом эпицентре событий, чтобы показать, что журналист находится «на месте действия». Это добавляет достоверности и динамики материалу. Даже короткий стендап способен сделать сюжет живее и интереснее.

Синхрон – это короткое интервью с кем-либо, которое длится примерно 20 секунд. Его включают в телевизионный сюжет, например, после стендапа. Синхрон помогает зрителю услышать комментарии из первых уст — это может быть очевидец события, эксперт или герой материала. Хороший синхрон способен подкрепить основную идею сюжета и добавить ему разнообразия.

Иногда в одном сюжете используется несколько синхронов с разными собеседниками. Важно правильно смонтировать их, чтобы мнения экспертов, очевидцев или участников события дополняли друг друга и создавали целостную картину.

Закадровый голос – это голос журналиста, который звучит на фоне какого-то видеоряда. Журналиста в этот момент в кадре не видно. Закадровый голос создает связующую нить между кадрами, объясняя, что именно зритель видит на экране. Интонация должна быть выразительной, но естественной, чтобы не перегружать восприятие. Этот голос сопровождает зрителя на протяжении сюжета и помогает ему понять, что происходит.

Закадровый текст – это текст, который закадровым голосом произносит журналист. Текст для закадрового голоса должен быть коротким, информативным и легко воспринимаемым на слух. В нём важно избегать сложных конструкций и профессионального жаргона, чтобы информация была доступна широкой аудитории. Хорошо написанный закадровый текст — это залог того, что зритель получит ключевую информацию без лишнего напряжения.

А еще можно добавить звуковое сопровождение. Музыка и звуковые эффекты усиливают эмоциональное восприятие сюжета. Например, драматичная музыка может подчеркнуть серьезность темы, а спокойные звуки — создать нейтральный фон.

Начинать самостоятельную тренировку лучше с создания видеосюжета не о каком-то событии, а, например, об интересном месте в вашем городе. В этом случае вам не нужно торопиться, вы можете хорошо подготовиться и в спокойном режиме отработать это задание.

Подумайте, что может вызвать интерес у широкой аудитории. Это может быть:
— Исторический памятник.
— Уникальное природное место.
— Локация с необычной архитектурой.
— Заведение с историей (например, старейшее кафе).
— Современный арт-объект или место, популярное у молодежи.

Можно ориентироваться на актуальность. Например, парк после реконструкции или новая достопримечательность.

Сделайте акцент на уникальности. Зрителю важно узнать что-то новое. Найдите малоизвестные факты или необычные истории, связанные с местом.

Соберите информацию. Почитайте статьи, посмотрите видео в интернете о выбранном месте. Если есть возможность, поговорите с местными жителями, экскурсоводами или историками.