Как написать реферат

рефераты курсовые

Студенты, как правило, не любят писать рефераты. Но будущие журналисты могут мыслить иначе: это тренировка по написанию текста, к тому же свой реферат потом можно разбить на части и продать как уникальный текст на бирже копирайтинга 🙂

Эти инструкции подготовлены для студентов факультета журналистики МГУ. Итак, РЕФЕРАТ КАК ЖАНР УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Реферат является одной из традиционных форм отчетности студентов по результатам освоения ими дисциплин учебного плана. Термин «учебно-исследовательская работа» означает, что от студента в данном случае ждут не научного открытия, а, прежде всего, демонстрации базовых умений вести научное исследование. Само слово «реферат» (от лат. refere – докладывать, сообщать) говорит о том, что в основе этой работы лежит реферирование – изложение изученного. Принципиально важным здесь является главное правило реферирования: тексты источников не переписываются (копируются), а пересказываются своими словами. Таким образом, реферат – это не компиляция, т.е. комбинация заимствованных фрагментов чужих тестов, а создание на их основе своего оригинального текста.

Реферирование так или иначе используется в процессе изложения материалов гуманитарных исследований. Принято выделять два основных вида рефератов: репродуктивные и продуктивные. Репродуктивный реферат просто воспроизводит источники, продуктивный содержит и их осмысление. Репродуктивные рефераты – это реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактический материал по какой-либо теме, реферат-резюме – только основные положения какой-либо темы. Продуктивные рефераты подразделяются на реферат-обзор и реферат-доклад. В реферате-обзоре приводятся и сравниваются различные точки зрения по изучаемому вопросу, в реферате-докладе непременно должны быть и собственные умозаключения автора, его выводы. Безусловно, реферат-доклад является более сложной и заслуживающей большего внимания работой. Но вопросы, которые ставятся перед студентом в рамках изучения того или иного курса, не всегда подразумевают именно такой подход. Жанровую разновидность реферата всегда нужно согласовывать с преподавателем. Реферат должен отвечать следующим требованиям:

    • его содержание полностью зависит от реферируемого источника
    • он содержит точное изложение информации без искажений
    • выводы (если они есть) основываются только на изложенном материале.
    • Реферат должен показать следующие компетенции студента: умение структурировать изученный материал, умение внятно и последовательно излагать его, умение пользоваться научно-справочным аппаратом и оформлять работу.

Тема реферата является его «визитной карточкой», она свидетельствует о содержании работы. В идеале постановка темы должна быть проблемной, то есть в ходе работы над рефератом должен разрешиться (проясниться) какой-либо научный вопрос. Тема может быть предложена преподавателем (для этого имеются соответствующие списки по каждому курсу), а может быть сформулирована студентом самостоятельно. Последний вариант всегда приветствуется, но тогда тему необходимо согласовать с преподавателем. Формулировка темы реферата совпадает с его названием.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Реферат имеет традиционную композицию: он состоит из введения, основной части и заключения.

Обязательными элементами структуры работы также являются титульный лист, содержание и библиография. Во введении автор обосновывает выбор темы и делает библиографический обзор. Обоснование выбора темы заключается в характеристике научной проблемы. Проще говоря, здесь нужно ответить на вопрос: «О чем и почему мы пишем?». В библиографическом обзоре указываются все основные реферируемые источники (название работы и автор, но без выходных данных) и дается их краткая характеристика. При этом принимается во внимание работа авторов в освещении выбранной темы.

Основную часть реферата лучше делить на части, имеющие самостоятельные названия. Тем самым автор демонстрирует свое умение систематизировать материал, выстроить логику повествования. Вообще работа с монолитным текстом всегда более затруднительна, чем работа с тем же объемом текста, разделенным на части. Количество их может колебаться. Как правило, основное содержание работы делится на три – пять фрагметов (параграфов), которые могут иметь названия. Важно помнить, что названия параграфов не должны дублировать названия самого реферата.

В заключении подводятся итоги проведенного реферирования. В репродуктивном реферате – это сумма основных мыслей реферируемых авторов, в продуктивном – то же и собственные выводы автора. Качественные рефераты могут стать хорошим подспорьем при написании курсовых работ. Объем реферата вариативен, его устанавливает преподаватель. Условным же стандартом можно считать 1/2 авторского листа (20 000 знаков с учетом пробелов).

Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице

2 комментария

  1. Рефераты и курсовые — это жесть на журфаке. Потом работаю вместе с людьми, которые и не учились на журфаке — такая же зарплата у них, такие же гонорары. Писала бы я хуже, если бы не училась на журналистском факультете? Возможно. А может быть писала бы лучше, у нас был не самый лучший институт и голову забили не нужными шаблонами и клише.

  2. Прикольно: у меня тема реферата — «Реферат как часть учебно-исследовательской деятельности» (или что-то типа того). То есть получается реферат про реферат )))

Comments are closed.