Как придумать хороший заголовок

Конкурс в самом разгаре, скоро будем подводить итоги. Новый вопрос от подписчика в Инстаграме: «Как написать, то есть придумать цепляющий душу заголовок к новости, если новость не особо интересная».

На нашем сайте уже опубликовано множество статей по теме заголовков, поэтому открываем 4 самых популярных статьи на эту тему и предлагаем вам конспект самых важных мыслей:

Заголовки бывают газетные, а бывают подходящие для интернет-сайтов (новостные порталы, информационные агентства). Мы считаем, что для интернет-изданий придумывать уникальные, невероятные и впечатляющие заголовки не нужно. «В Санкт-Петербурге прошел конгресс работников СМИ», «В Вашингтоне на митинг вышли сторонники Трампа» — такие заголовки просто должны передавать главную информацию о событии.

Отметим, что хитрые и «веселые» заголовки вроде «Алла Пугачева имеет внебрачных детей» или «Клубника усиливает возможности мужчин в постели» не имеют никакого отношения к журналистике. Это кликбейтовые заголовки развлекательных сайтов.

Получается, по нашей логике, вопрос читателя касается только печатных изданий (газеты, журналы), где используются интересные, творческие заголовки. Действительно, очень сложно придумать интересный заголовок к материалу о круглом столе чиновников или о городском субботнике. У каждого журналиста свои способы и приемы придумывать любопытные заголовки. Как правило, это просто результат опыта, перебора, интуиции. Но есть и универсальные приемы.

Очень хорошо работает следующий метод: выписываем и прокручиваем в голове ключевые слова нашего материала. А потом, комбинируя их, придумываем заголовок. Для примера возьмем тренинг по теме свободы прессы, проведенный правозащитниками. Выбираем слова и словосочетания из нашего текста и фраз спикеров: правозащитники, свобода слова, свобода прессы, правовая защита, тренинг, борьба за права человека и подобные. А теперь навскидку придумываем заголовки, оперируя этими словами и ассоциациями: «Коридор свободы», «Несвободная пресса», «Тренинг свободы» и т.д. Затем выбираем наиболее приемлемый вариант.

Также есть такой прием: берем известную фразу и преобразуем её. Для этого надо знать много афоризмов, пословиц, крылатых выражений. Например, есть пословица «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», а мы к статье о коррупционере, который украл деньги, выделенные на развитие рыболовного хозяйства, пишем заголовок «Без труда вытащил миллион из пруда». Не самый лучший вариант, но для примера сгодится.

Также необычными получаются заголовки, построенные на парадоксах и противоречиях. «Юная старость» (материал об увлечении постояльцев дома престарелых настольными играми) или «Учился и не поумнел» (про человека с тремя высшими образованиями, который совершил преступление) и т.д.