Анна Коротченкова
Любое издание, будь то онлайн или печатное СМИ, нуждается в анализе продуктов не только своей деятельности, но и конкурентов. Один из способов держать руку на пульсе — своевременно и регулярно проводить контент-анализ.
Что интересует целевую аудиторию читателей? Кто ваша целевая аудитория? Как написать статью так, чтобы она была интересна конкретному контингенту и стала релевантной для поисковых систем? На эти вопросы отвечает метод исследования медийных материалов путём контент-анализа.
Анализ позволяет изучить общественное мнение и понять насколько эффективно организованы все процессы вашего издания. Также контент-анализ позволяет изучить то, как СМИ влияют на вкусы аудитории и задают направления развития различными социальным, политическим и экономическим тенденциям. Его активно применяют и при проведении предвыборных компаний. На основе результата делают выводы о том, как стоит обращаться с разного рода информацией.
Несмотря на современное название методики, применять ее начали ещё на первых этапах развития информационной эпохи. Одним из первых примеров можно привести Швецию 18 века, когда частота выявления в тексте одних и тех же тем воспринималась, как еретичность.
Однако, сам термин начали применять в конце 19 — начале 20 века. Тогда контент-анализ стали использовать для изучения рекламных и пропагандистских материалов, а также в области социологических исследований.
Американский политолог Гарольд Лассуэл в 60-е годы 20 века занимался анализом пропагандистских материалов Второй Мировой войны. В этот период появились и первые компьютерные технологии.
В основном среди этапов контент-анализа выделяют шесть пунктов.
На первом этапе определяют источники (СМИ, рекламные, политические материалы), тип сообщения (статьи, заметки, рекламные буклеты). Указывают и минимальный объём текста, частоту появления сообщения, место его распространения, время его появления. Это наиболее часто используемые критерии.
Во вторую очередь формируют совокупность сообщений. В зависимости от необходимости может быть использована часть критериев предыдущего этапа. На следующем — третьем этапе выявляют: слова, фразы, темы.
К четвёртому этапу относят определение количественных составляющих. Здесь речь идёт о двух аспектах. В первом случае измеряют частоту упоминания выбранных критериев из третьего этапа. Во втором выделяют новые единицы измерения в зависимости от материала, который подвергают анализу. Среди них: количество строк, символов, колонок, абзацев, размер текста, количество медиа материалов, длительность передач, трансляций.
На пятом этапе происходит непосредственно процедура подсчета. Благо технологии позволяют не делать это вручную, а с помощью компьютера выводятся готовые таблицы.
К шестому этапу уже можно оценить распространенность информационных явлений, которые подвергали анализу, контекст их использования и субъективную оценку аудитории.
Независимо от того, кем человек работает в редакции, понимать и уметь анализировать информацию является одним из ключевых критериев оценки его компетенции.