С нашими ученикам мы находимся в постоянной переписке — комментарии по домашним заданиям и написанным текстам, ответы на вопросы. Многие ошибки повторяются начинающими журналистами, многие советы универсальны и будут полезны нашим читателям. Публикуем новую подборку советов, которые были в нашей переписке с учениками Школы журналистики:
1. Практикуйтесь в написании текстов в разных жанрах. Например, новостная заметка, репортаж, интервью. Пишите «в стол», для своих страниц в соцсетях, для местных редакций. Пишите, через практику приходит очень многое.
2. Если планируете поступать на журфак, то для идеального портфолио помимо публикаций на нашем сайте, сертификата о пройденном обучении и рекомендательного письма от Школы журналистики, еще бы очень хорошо было иметь хотя бы парочку публикаций в местных СМИ. Поэтому присмотритесь к местным сайтам и газетам, надо постараться в них опубликовать какие-нибудь свои журналистские тексты.
3. Какие СМИ могу порекомендовать… Сейчас ничего не могу рекомендовать — везде пропаганда, ложь, обман. Могу дать только универсальный совет, который давал всегда раньше: читайте и смотрите разные СМИ — государственные и частные, отечественные и иностранные. И развивайте в себе критическое мышление — думайте что из этого правда, а что ложь, кому выгодно обманывать. Очень качественным источником информации можно считать информационные агентства (за исключением пропаганды, которую они сейчас вынуждены публиковать).
4. Старайтесь на фотографиях не «заваливать горизонт», то есть чтобы на изображении всё было ровненько, без наклонов. Так называемый горизонт можно выравнивать, ориентируясь по столбам, зданиям и т.д. Стараемся сразу фотографировать ровно или потом выравниваем в графических программах. Наклоны на фотографиях можно делать специально, но только если хотим передать какую-то динамику или тревогу. Например, корабль во время шторма.
5. Лонгрид — это большой материал, который должен максимально раскрыть тему. Но при этом читателю должно быть интересно от начала до конца. Нужно примерно представить своего читателя и объем/длину материала планировать таким образом, чтобы человек не заскучал. Как и говорится в одном из наших уроков, нет цели напихать туда разных форматов и побольше, а нужно подумать как лучше раскрыть тему и сделать это. Например, берем тему «День знаний 1 сентября в городе N». Что можно включить в лонгрид? Кратко статистику сколько детей идут в школу в этом году, сколько из них в первый класс. Красивые фотографии с мероприятия. Несколько коротеньких видео, на которых дети, родители и учителя что-то возбужденно и радостно говорят. Можно добавить интересные факты, связанные с этим днем. Придумали, сложили в голове общую схему и беретесь за реализацию.
6. Не зацикливайтесь на идеальном решении задачи, просто постарайтесь выполнить хорошо ту или иную задачу. Например, чтобы написать эссе нужно просто сесть и что-то написать за 20-30 минут.
7. Многим молодым людям привычнее переписываться в мессенджерах или соцсетях. Но обратите внимание на электронную почту — это «золотой стандарт» деловой переписки. Именно по электронной почте от вас будут ждать материалы редакции СМИ. Именно на ваш электронный адрес будут присылать пресс-релизы из госорганов и т.д. Уже сейчас старайтесь ею пользоваться.
8. Из фотографий самые лучшие это те, на которых крупно видны лица людей. Фотографии всегда выглядят интереснее, если на них есть люди и их эмоции. Так мы устроены, что нам интересны в первую очередь другие люди, а не деревья, здания и т.д
9. Избегайте тавтологии, повтора одних и тех же слов. Например, в конце предложения «4 недели» и в начале следующего тоже «4 недели» — лучше заменить в одном случае на «месяц». Или «девочки-ученицы» — не надо так писать и так понятно, что ученицы это девочки. Если сначала написали «губернатор Андрей Травников», то потом в следующих предложениях «он», «Травников», «губернатор» и т.д., затем можно снова «Андрей Травников».
10. У всех есть опечатки и ошибки, это нормально, бывает. Плохо только в том случае, когда их очень много и попахивает большой безграмотностью.
11. Во всем хороша золотая середина. Абзацы текста должны быть средними. Не большие и не маленькие, надо уметь держать «золотую середину». В абзаце примерно 3-4 предложения или 30-40 слов. Ну и, конечно, надо делить текст на абзацы примерно по смыслу.
12. В журналистике отношение к словам и фразам, которые загромождают текст и не несут в себе никакой полезной информации (примеры: хотелось бы отметить, следует упомянуть что, в общем-то и т.д.), крайне отрицательное. Лучше их не использовать.
13. Должности правильно писать с маленькой (строчной) буквы — губернатор, президент, директор, завхоз и т.д. На сайтах госорганов часто пишут с большой (прописной) буквы, но это противоречит нормам русского языка.
14. Не пишите слишком длинными предложениями, старайтесь писать простыми и короткими предложениями.
15. Во всех СМИ принято писать сначала имя, а потом фамилию, тоже привыкайте так делать. Примеры: Александр Пушкин, Ольга Иванова и т.д.
16. Восклицательные знаки стараемся не использовать в журналистских текстах, ведь журналист должен передавать информацию спокойно, нейтрально. В заголовках их точно не надо использовать.
17. Если получается, то нужно больше писать, публиковаться и уже зарабатывать свои гонорары. Не надо ждать окончания вуза, позиционировать себя как журналиста в соцсетях, понемногу писать и публиковаться можно и нужно уже сейчас.
18. То, что редакция внесла правки в ваш текст — это нормально, так часто делают, относитесь к этому с пониманием. У них больше опыта и они считают, что так как они написали, так лучше )
19. Если поступаете на журфак и собираете портфолио, то ваши публикации, которые вышли, лучше заверить в редакции. Об этом пишут на сайтах почти всех вузов. То есть на будущих публикациях для портфолио надо ставить печать редакции и подпись какого-нибудь ответственного лица из редакции. Газетные статьи не обязательно заверять, просто для портфолио используется вся газетная страница с названием СМИ и датой. А заверять надо распечатки публикаций на сайтах. Например, если заметка вышла на городском новостном портале, то её надо распечатать и заверить в редакции.
20. Негативный опыт — это тоже опыт. Люди бывают разные и редакции разные. Нехороших, агрессивных, несправедливых людей довольно много. Надо идти дальше. Как мы находим друзей, которые нам нравятся, так можно найти и редакции, сотрудничать с которыми будет легко и приятно.
21. Публикации в Яндекс-Дзене для портфолио? Несколько самых лучших публикаций можно включить в портфолио, но не много. В основном должны быть публикации в СМИ. К нашим заверенным публикациям тоже никогда нет претензий, их хорошо воспринимают.
22. Если мы пишем текст в стиле истории, так называемый сторителлинг, то во всех историях всегда похожая структура. В это сложно поверить, но во всех легендах, фильмах, пьесах, сценариях и т.д., всегда повторяется одно и тоже. Неважно, это фильм «Бриллиантовая рука» или какое-нибудь кино про римских легионеров. 1. Есть завязка, как-правило кто-то куда-то отправился в путь, что-то происходит. 2. Далее идет кульминация — возникают большие трудности, трудности становятся всё более сложными. 3. Затем развязка — всё разрешается, «хорошие» победили. Можно даже проще сказать — всегда есть начало, середина и конец, но нужно понимать какими они должны быть. Вспомните любой фильм и вам всё станет понятно. Тексты, написанные как истории, должны быть как маленькие фильмы. Еще раз повторим: Сначала идет завязка (начало сюжета и первые события), потом кульминация (точка наибольшего напряжения, всё закручивается и усложняется), затем развязка (всё разрешается, всё становится на свои места, концовка).
23. «Трудно общаться по телефону с незнакомыми людьми». Себя очень сложно изменить, когда человек уже становится взрослым. А до 20-25 лет, как говорят ученые, медики и психологи, мозг пластичен, он меняется. Поэтому если хотите легко общаться по телефону с незнакомыми людьми — тренируйтесь сейчас, при любом удобном случае. Это не должно стать преградой, ведь можно общаться лично, писать в мессенджерах и соцсетях. И чем старше Вы будете становиться, чем больше будет опыта и уверенности, тем легче Вы будете находить такие формы работы, которые Вам подходят больше всего.
24. Нужно ли возвращать спикера в нужное русло в ходе интервью, если он отклоняется от темы? Да, обязательно, это контрпродуктивно слушать как спикер ушел неизвестно куда в своих рассказах. Нужно просто дождаться маленькой паузы и задать вопрос по теме (если разговор идет напрямую — один на один или несколько журналистов и спикер). Сложнее когда вопросы задают из зала, а спикер отвечает. Думаю, тогда нужно довольствоваться тем ответом, который получили. И опять же можно использовать ответы спикера на другие вопросы, которые задавали не Вы.
25. Отличный источник качественных знаний по журналистике — наш сайт. На нем примерно 2500 статей. Часть из них — работы учеников. Остальные полезные статьи написаны разными авторами, в том числе в разные годы мной. Но все эти тексты я перечитывал и в них не должно быть грубых ошибок или вредных советов.