О фейках и фактчекинге

В ходе обучения мы немало внимания уделяем общей медиаграмотности, в том числе умению отличать так называемые фейки от правдивой информации, а также проводить фактчекинг. В этот раз мы попросили учеников Школы журналистики ответить письменно на несколько вопросов, рассказать о фейках и важности проведения журналистами фактчекинга.

Вероника Дмитриева: «Что такое фейк? Это несуществующий или неверный факт, новость, высказывание. Их можно поделить на два вида – умышленные и неумышленные. Первые могут специально распространятся в целях фальсификации, клеветы, запутывания аудитории, из личных побуждений (отомстить кому-то или подорвать авторитет). Вторые же, могут «просочиться в свет» по случайности. Например, если журналист не проверил некую поступившую ему информацию и использовал ее в своем материале.

Фейки может распространять кто угодно – мошенники, пропагандисты, представители власти, селебрити и даже скучающие обыватели. Что такое фактчекинг? Это процесс проверки информации, целью которого является отделения истины от фейков и недостоверностей. Работники СМИ обязаны иметь навык верификации, это поможет им предотвратить распространение фейкньюз в своих материалах. Иначе, они могут потерять доверие аудитории, а также лишится авторитета. Стоит отметить, что отличать правду от лжи в интернете нужно всем, ведь в некоторых случаях неумение критически мыслить доводило до угроз здоровью или потери финансов».

Таисия Быргазова: «Фейк – это недостоверная информация, обман. Распространять фейковую информацию может любой человек. В СМИ это могут делать любые новостные сайты, чтобы привлечь внимание общественности и набрать популярность. Фактчекинг – процедура проверки информации на её достоверность. Журналист – это человек информирующий общество, поэтому ему важно уметь отличать правду от фейков во избежание социальных конфликтов, дезинформации, разлада в обществе, которые могут стать следствием попадания подделок в СМИ».

Ксения Годунова: «Фейк — это ложная информация, поддельная новость, которая распространяется в социальных сетях.

Обычно фейки публикуют в жёлтой прессой или некомпетентных СМИ. Также есть такие случаи, когда фейки распространяют неосведомленные люди, которые не хотят или не могут проверить достоверность информации.

Фактчекинг — это проверка правдивости информации. Обычно под фактчекингом подразумевается сверка подозрительной информации с остальными источниками, ее анализ.

Журналисту как никому другому важно уметь проверять правдивость информации. Так как журналист — это тот, кто распространяет новости, важно, чтобы эти новости были не фейковые, а правдивые и актуальные. Распространение фейковых новостей может привести к серьезным последствиям, например посеять раздор среди людей или встревожить общество ложными заявлениями».

Артём Жилин: «Что такое фейк? Фейк — это недостоверная информация, которая создана ради того, чтобы ввести в заблуждение общественность и поиметь с этого выгоду.

Фейки могут распространяться несколькими способами. Фейк может быть просто загружен в сеть с чьей-либо страницы или группы, может распространяться через так называемое «сарафанное радио», то есть несколько людей скидывают фейк всем, кому могут, те верят и скидывают его своим знакомым и т. д. Фейк может быть распространён через недобросовестные или недостаточно осведомлённые СМИ.

Что такое фактчекинг? Это проверка информации на достоверность. С помощью фактчекинга становится понятно чему верить, а чему нет. Журналистика может управлять мыслями людей, именно из СМИ люди узнают всё что происходит в мире и составляют на основе этого своё мнение. Если же информация будет неверной, то люди увидят неправду, составят неправильное мнение и тогда может произойти всё, что угодно, зависит от информации в фейке. Из-за непроведённого фактчекинга может разрушиться сложившаяся идиллия».

Лада Зубкова: «Фейк — это такой вкид (зачастую, рекламный или новостной), который распространяет ложную информацию с целью спама или даже обмана. Фейки могут распространять кто угодно, начиная от простых школьников, заканчивая мошенниками, которые могут подделать или взломать твою почту. Для того, чтобы обезопасить себя от этих жутиков, следует проверить информацию в Интернете. Это называется фактчекинг. Ты можешь проверить информацию в СМИ, включить своё критическое мышление или даже заморочиться и загрузить фотографию в Google-картинки, чтобы проверить нет ли там монтажа.

Всем людям, у которых есть доступ в Интернет, важно быть медиаграмотным, то есть, уметь отличать подделку от новости. Но лучше всех этим навыком должен обладать, конечно же, журналист, поскольку он по своей профессии должен распространять информацию. Именно объективную информацию и правду, а не фейки».

Алёна Бережная: «Фейк — враньё, неправдивая информация, новость, которая может распространяться через СМИ, через рассылки или в соцсетях, через знакомых. Фейки распространяют либо случайно, из-за плохого фактчекинга ( проверки фактов в разных источниках) либо намеренно, чтобы подорвать доверие к чему-либо.

Чаще всего фейки — сенсационная информация. Она удивляет и подкрепляет догадки человека, именно поэтому в них так охотно верят. Чтобы простому человеку отличить правдивую новость от фейка — достаточно включить критическое мышление. Для этого надо поискать эту же информацию в других источниках, оцените, может ли эта новость вообще быть правдой?

Журналисты — люди, передающие информацию в общество. Особенно важно — передавать правду. Для этого журналисту необходимо проверять информацию во всевозможных источниках: другие СМИ, интернет, напрямую у источника информации, у героя новости.

Сегодня в некоторых редакциях соблюдается принцип двух или трёх источников информации. На мой взгляд, это отличный подход, который поможет избежать попадание фейка в выпуск новостей, статью, номер газеты или журнала».

Анастасия Шаблинскайте: «Что такое фейк? Это информация, которая не соответствует действительности. То есть, просто фальшивка, подделка. Фейками в наше время называют новости, в которых сообщается неверная информация. Например, о смерти артистов. Также фейками являются странички в соцсетях. Например, у некоторых людей есть фейковые страницы, чтобы писать гневные комментарии в сообществах, но чтобы никто не знал истинную личность.

Любой человек может распространить лживую информацию. Это может быть ребенок, который написал что-то «по приколу». Это может быть человек, которому выгодно, чтобы люди верили в эту информацию. Например, у нас в городе был случай, когда в школу сообщили о том, что она заминирована. Как потом оказалось, это сделал бывший ученик этой же школы, чтобы просто попугать администрацию.

Что такое фактчекинг? Ели переводить дословно, проверка фактов. То есть, если вы узнаете какую-либо новость, стоит ее проверить перед тем, как рассказать об этом кому-то еще. Как говорится: «Доверяй, но проверяй». Фактчекинг нужен для того, чтобы информация, которая доходит до людей, была правдивая и основана на фактах».

Цель журналиста — донести до всех людей правдивую информацию. Если в СМИ будут опубликовываться фейки, то население потеряет доверие к средствам массовой информации и не будет их ни читать, ни смотреть, ни слушать. СМИ могут оказывать влияние на мировоззрение и поступки людей. А как газеты, радио и телевидение будут влиять на человека, если они не могут предоставлять нужную и точную информацию?»

Гаяне Аванесян: «Фейк — это подделка. Ее распространяют в интернете злоумышленники и мошенники. Например, нашим бабушкам и дедушкам было отправлено сообщение о том что в нашей воде из под крана была обнаружена кишечная палочка. Они ведутся на это. И начинают рассылать эти сообщения в WhatsApp или Viber. А дальше цепная реакция, кто-то верит, кто-то нет. Но, чтобы доказать, что это подделка есть такой термин фактчекинг. Фактчекинг — это проверка фактов. Мы ищем информацию об этой новости не только на одном сайте, а на нескольких, читаем также статьи об этом, изучаем городские новости. И мне как будущему журналисту нужно научиться отличать подлинное от фейка. Так как журналисты публикуют только правду. Сейчас чтобы проверить новость (подлинная или нет) журналист кропотливо изучает различную информацию, ищет и пока не убедится в данной новости он её не опубликует. Обычные же люди могут прочитать одну статью и решить, что вот она правда».