Этот текст взят из учебного пособия «Медиа и информационная грамотность». Помимо выделенной закономерности про накопление знаний и технологий существует такое наблюдение.
Эпоха древнего человека — Знание только у избранных
Эпоха античности — Полученные знания через публичные лекции доступны каждому заинтересованному
Эпоха Средних веков — Знание в книгах, книги только у избранных; публичных лекций не проводится
Эпоха Ренессанса и Нового времени — Книга доступна каждому заинтересованному, однако поля для собственных экспериментов нет
Эпоха лженаук — Собственный эксперимент может поставить каждый, общественной систематизации и верификации гипотез нет
Эпоха технической революции — Каждый может поставить собственный эксперимент, но только избранные могут донести его суть до массы
Эпоха постправды — Каждый может донести свою мысль до неограниченного количества людей и создавать собственный контент без особых затрат, формализованного контроля за его достоверностью и распространением нет
Что же такое современные мифы?
Это устойчивая вера, не опирающаяся на факты и часто противоречащая им, однако основанная на собственном убеждении в правильности происходящего. Вот несколько наиболее распространенных сегодня мифов:
• Теория плоской земли — лжетеория, согласно которой Земля имеет форму диска.
• Телегония — лжетеория, согласно которой все дети имеют биологический материал первого партнера матери, а не своего отца.
• Гомеопатия — лжетеория, согласно которой «подобное излечивается подобным» — в организм пациента вводят сильно разведенные препараты, которые якобы у здорового пациента и вызывают такое же заболевание.
• ВИЧ-диссидентство — лжетеория, согласно которой вирус иммунодефицита человека — выдумка, а СПИД вызывается неинфекционными факторами.
• Астрология — лжетеория, согласно которой положение небесных тел в момент рождения ребенка и в другие значимые моменты его жизни может повлиять на внешние обстоятельства.
• Экстрасенсорика — лжетеория, согласно которой человек может воспринимать реальность с помощью паранормальных чувств.
• Антивакционация (антипрививочное движение) — лжетеория, отрицающая пользу прививок для иммунитета и считающая, что прививки могут вызвать аутизм и другие особенности развития.
• Абсолютная вредность ГМО — лжетеория, согласно которой все продукты с генной модификацией несут опасность и вред для человеческого организма.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Медиаполе и медийная грамотность
Составьте вашу персональную карту медиа. Перечислите на листе бумаги все средства информации, с которыми вы регулярно взаимодействуете. Схема расположения: в центре листа вы, а вокруг на разном расстоянии (в зависимости от частоты контакта) — разные медиа.
Попробуйте найти своего «единомышленника» — человека с максимально похожей картой. Подумайте, какие источники информации прямо сейчас присутствуют в классе, с какими вы столкнетесь по дороге домой, с какими — уже дома.