Журналистам приходится много общаться – это факт. Но еще один факт – не все это делать любят. В профессию идут не только люди, которые любят вступать в коммуникации, но и те, кто любит писать на злободневные темы, авторы мнений. Некоторые предпочитают излагать мысли в письменном виде. В любом случае умение общаться и понимание психологии общения – важная составляющая профессии репортера.
Если говорить простым языком, общение – есть взаимодействие между двумя и более участниками коммуникации. В момент коммуникации люди обмениваются информацией в равной степени или кто-то в большей степени является получателем, а кто-то передатчиком неких сведений. В общении принято выделять три функции: саму коммуникацию, организацию коммуникации и процесс восприятия собеседником собеседников.
Есть в социальной психологии и такое понятие как «контакт масок», когда люди не «проваливаются» в коммуникацию, никто не стремится друг друга понять, услышать. Набор жестов, мимических сигналов, реплик из этических соображений напоминают некую социальную маску. Это не только о лживой наигранности. Зачастую это необходимо в повседневной жизни, чтобы подавать сигналы другим людям о своих состояниях и намерениях, чтобы не возникало конфликтов, нарушения личных границ.
Журналистам стоит особое внимание уделять подготовке к общению перед тем, как подойти к спикеру. Чтобы понять, готов ли человек вступить в коммуникацию мало напрямую спросить об этом. Важно вовсе избежать коммуникации, если очевидно человек вообще не хочет даже устанавливать контакт.
Обычно репортеры обладают чувством эмпатии, они легко улавливают настроение окружающих, знают в какой момент подойти и на какое расстояние.
Иногда люди оценивают друг друга на примитивном уровне общения. Это такая ситуация, когда один оценивает другого с точки зрения практической пользы для себя. Часто при этом присутствует агрессия, хамство, неугодный человек мешает и раздражает. А по отношению к «нужному» сразу начинает использоваться дешевая лесть, внимание.
Формально-ролевое общение подразумевает понимание социальной сути человека, но без конкретизации его личности более глубоко. Для журналиста такой вид общения не подойдет в качестве модели установления контакта с собеседников. Если только на первых порах, пока в силу обстоятельств репортер еще не успел обзавестись нужной информацией о человеке.
Деловой формат общения подразумевает как раз и знание личности, и настроения, и его интересов, при этом формальное и в меру доверительное. Это подходит как нельзя лучше для общения журналиста со спикером.
Анна Коротченкова