Новая эпоха цифровых технологий нужна не всем?

Цифровую культуру зачастую называют современным феноменом общества. Для журналистики это понятие также играет ключевую роль, поскольку лежит в основе развития конвергентной журналистики. Без развития цифрового общества и свойственных ему коммуникаций не было бы того формата средств массовой информации, который мы видим сейчас. Люди могут не покупать газеты, не ограничиваться взглядом одного или нескольких изданий. Цифровые СМИ открыли для человека с доступом в Интернет целый мир.

При этом угнаться за новыми технологиями с каждым днем все сложнее. Изобилие изобретений порой даже пугает и некоторые обыватели не торопятся осваивать все то, что ежеминутно предлагает медиа рынок. Существует вариант, при котором о цифровых технологиях нельзя говорить как о феномене цифровой культуры. Например, когда они просто не востребованы человеком и не применяются даже при возможности их использования.

Например, переход от аналогового вещания к цифровому. Цифровое телевидение дает возможность перейти от четкой и неизменяемой сетки аналогового вещания к тому, что зритель может сам выбирать, что и в какое время ему смотреть интересные ему фильмы и передачи. Это выгодно и телеканалам – увеличивается вовлеченность зрителя. Ведь, если человек раньше пропускал любимый выпуск программы, он уже не мог его посмотреть. Сейчас он может это сделать не только с помощью видео-хостингов, а напрямую на телеканале в удобное время.

Вместе с тем проводились исследования, которые показали, что многие зрители не так уж и вовлечены в использование интерактивных сервисов, большинство думают, что суть цифрового телевидения всего лишь в улучшении качества изображения и технических способах ее передачи. А формирование собственной программы для просмотра ограничено предложениями вещателя, а для него остаются приоритетными коммерческие интересы.

Исследование цифровой культуры – это не только анализ цифровых технологий и форматов. Его задача — анализ изменений самих практик и продуктов человеческой деятельности. Не только изучение, но исследование того, что происходит с культурой в эпоху развития цифровых технологий. А она развивается непрерывно, поэтому все, чья трудовая и не только деятельность имеет к ней отношение, должны понимать механизмы и инструменты развития новых технологий.

По сути все закономерности зависят от культуры, мышления, личных и общественных ценностей виртуального и реального мира. Для науки зачастую сложно отследить и зафиксировать изменения, которые происходят под влиянием цифровых медиа. Теория не успевает за цифровой практикой, а термин медиа сегодня и через год-два будут означать, возможно, совсем уже другой набор определений.

Анна Коротченкова