Пишем информационную заметку — пример, теория, практика

Марина Приятелева

Как ни странно, начнем с истории, но на это потребуется только два абзаца текста. Так уж повелось, что люди издревле занимались распространением информации. На первом этапе становления человечества не было необходимости передавать слишком много информации удалённым соседям, грядущим поколениям, да и друг другу. Однако спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Когда пещерный человек выбивал камнем на скале сцену охоты на мамонта – он пытался рассказать о событии, которое произошло, просто наши предки были ограничены в средствах передачи информации, так как письменности не существовало. Но в скором времени речь древних людей стала развиваться, начали появляться первые древние языки.

Сейчас же всё совершенно иначе, мы живём в высокотехнологичном веке, где активно развиваются наука и образование, улучшается качество жизни людей, а информатизация достигла высокого уровня. СМИ также стараются идти в ногу со временем, и доказательством того может послужить развитие мультимедийной журналистики. Если 20-30 лет назад журналистика обходилась только текстом и в некоторых случаях фотографиями, то теперь способов интеграции с читателями стало намного больше. На помощь журналистам и редакторам приходят средства мультимедиа и визуализации, которые позволяют передать максимум интересной информации в иллюстрированном и сжатом формате. Способы подачи новостных материалов также многообразны, как и журналистские жанры, в которых есть свои стилистические особенности. Сегодня мы поговорим о таком жанре как информационной заметка, в журналистике она играет ведущую роль.

Написание заметки, как правило, не занимает много времени при наличии определённого навыка. И всё же несмотря на свою простоту и понятность, заметка – очень хитрый и весьма необычный жанр. Но если запомнить схему и некоторые простые правила, то написать её сможет любой желающий. В данной статье мы раскроем некоторые секреты, которые помогут вам написать свою первую информационною заметку.

Структура информационной заметки

Как правило, новости пишутся по «принципу перевёрнутой пирамиды». Данный принцип заключается в том, что автор начинает свой рассказ с наиболее важных фактов, а заканчивает деталями, которые дополняют сообщение. Этот же способ применяют при работе с текстами не новостного характера.

Перевёрнутая пирамида, с помощью которой мы будем сообщать читателю информацию состоит из нескольких частей:

  • ЗАГОЛОВОК – «массивное основание, оказавшееся наверху» пирамиды, самая важная часть текста, если речь идет о публикации в интернет-издании. На новостных сайтах заголовки состоят из 5-8 слов, в идеале он не должен содержать никаких знаков препинания. Глагол (действие) – обязательное условие. Заголовки можно условно разделить на два типа: информативные и привлекающие внимание. Первые дают чёткое представление о произошедшем событии, а вторые пытаются любым способом «зацепить читателя».
  • ЛИД (вступительный абзац, от английского lead – «вводная часть»), — направлен на то, чтобы привлечь внимание читателя к содержанию и состоит из нескольких фраз, соразмерных основному тексту и теме.
  • ТЕЗИС (основная часть) – дополняет вступительный абзац деталями.
  • АРГУМЕНТ комментарий очевидца или эксперта.
  • БЭКГРАУНД – рассказывает о том, что предшествовало событию, либо даёт ссылку на похожие новости.

Переворачиваем пирамиду и пишем текст. Теперь, когда вы уловили суть данного фокуса, можно переходить от теории к практике. В качестве примера рассмотрим информационную заметку с сайта министерства просвещения об изменениях порядка проведения государственной итоговой аттестации для выпускников 9 и 11 классов в 2021 году.

Вводная история выглядит так: пресс-служба министерства просвещения сообщила, что были объявлены изменения порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников в 2021 году. В данной истории важно следующее – выпускники 9-х классов не будут сдавать учебные предметы по выбору, аттестаты об основном общем образовании будут выданы на основании результатов ГИА только двум обязательным предметам. Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускники 11-х классов, которые не планируют поступать в ВУЗы, вместо ЕГЭ должны будут сдать государственный выпускной экзамен по двум основным предметам.

Теперь приступим к написанию нашей заметки:

 Заголовок: Минпросвещения  упростило порядок проведения  ГИА  и ЕГЭ из-за коронавируса

 Лид: Минпросвещения и Рособрнадзор сообщают о том, что было принято решение об отмене Основных государственных экзаменов по двум не обязательным предметам, аттестаты за 9-й класс об основном общем образовании будут выданы на основании результатов ГИА только по двум обязательным предметам: русскому языку и математике.

 Тезис: Также стоит отметить, что ученики 11-х классов могут сдавать Единый государственный экзамен только если собираются поступать в ВУЗ. Остальным выпускникам для получения аттестата о среднем общем образовании вместо ЕГЭ нужно будет сдать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам: русскому языку и математике.

 Аргумент/комментарий: «Мы понимаем, что для ребят, которые сдают ЕГЭ в 2021 году, это год непростой. В связи с принятыми мерами на фоне эпидемиологической ситуации, мы внесли изменения в правила сдачи экзаменов. Проведение итогового сочинения или изложения в этом учебном году запланировано на вторую декаду апреля. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в формате ЕГЭ должна пройти с 31 мая по 2 июля, дополнительный период ЕГЭ – с 12 по 17 июля», – сообщил Сергей Кравцов.

 Бэкграунд: Данные решения были приняты в интересах здоровья и безопасности всех участников и организаторов экзаменов, чтобы снизить риски заболевания и сделать проведение итоговой аттестации школьников в 2021 году максимально безопасным. По рекомендации Роспотребнадзора будут применены все необходимые меры эпидемиологической безопасности.

Конечно, в вашем тексте не надо писать слова «заголовок», «лид», «бэкграунд» и т.д., здесь они приведены для наглядности.

Структура данной информационной заметки отражает основополагающий принцип «перевёрнутой пирамиды»: движение от более важного к наименее важному:

Заголовок — прямой, информационный, содержит действие.

Лидер-абзац — сообщает суть произошедшего

Тезис — раскрывает подробности, которые играют важную роль в событии.

Аргумент/комментарий — дополняет тезис.

Бэкграунд — рассказывает о причинах или о том, что предшествовало данному событию.

Такая схема на первый взгляд может показаться сложной, но всё же «не так страшен чёрт, как его малюют». Главная ваша задача – правильно применить полученные знания. Если вы запомните этот небольшой алгоритм, то с лёгкостью сможете написать свою первую информационную заметку. Желаем вам успехов!

Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице.