Простые способы фактчекинга

надпись фактчекинг

Умение проводить фактчекинг — очень полезный навык

В одной из прошлых статей мы приводили пример: присылает вам двоюродный брат сообщение о том, что фрукты и овощи, завезенные из какой-то страны, оказались зараженными. Несмотря на то, что вам эту информацию прислал родственник, но ему её тоже кто-то прислал. Возможно, это сообщение «гуляет» в интернете уже не первый год и впервые его придумал школьник, которому нечем заняться.

Так что же делать с океаном информации, который обрушивается на нас ежедневно? Проверять информацию, которая вам интересна!

Фактчекинг — это многочисленные способы проверки информации, которым можно научиться. И если журналист должен быть очень бдителен в плане фэйковой информации и на проверку у него может уйти много времени, то обычному человеку достаточно 5 минут, чтобы вывести на «чистую воду» большинство фэйков.

Ваши возможные шаги при проверке информации:

1. Кто прислал информацию? Если это электронное письмо с пресс-релизом, то обратите внимание на электронный адрес отправителя. Как правило, у сотрудников пресс-служб не бесплатный общественный e-mail (такой как mail.ru, gmail.com и подобные), а в электронном адресе указан домен их сайта. Например, press@krasnoyarsk.ru или oksana.ivanova@sberbank.ru). Ранее вы получали письма от этого адресата? Они приходили с этого адреса? Задайте себе эти вопросы. Если это сообщение в мессенджере, то посмотрите написал его ваш знакомый или он просто переслал информацию. Сообщение с неизвестного вам номера должно быть вообще сразу удалено или будьте с ним предельно осторожны.

2. Информация обычная или шокирующая? Если вам прислали пресс-релиз о строительстве нового детского сада, то вряд ли это подделка. А вот если сообщение гласит о маньяках, смерти известных людей и т.д, то эта информация должна быть многократно перепроверена.

3. Спроси у Гугла. Информация вызывает сомнения? Поищи её в поисковиках Google или Яндекс, в них есть вкладка «новости», это позволит отсеять обычные сайты и поискать только на сайтах СМИ. Информация сейчас распространяется очень быстро и если произошло что-то «из ряда вон выходящее», то об этом быстро сообщат средства массовой информации.

4. Хочешь разобраться на все 100 процентов? Присмотрись к присылаемым изображениям. Нет ли на них следов фотомонтажа? Загрузи изображение в Google-картинки google.com/imghp?hl=ru и поищи похожие изображения, это может прояснить общую картину. Возможно, выяснится, что это старое фото или оно скомбинировано из разных изображений.

Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице