Репортаж – это один из основных жанров журналистики, после новостной заметки и интервью. Это освещение с места событий, в таком материале передается так называемый «эффект присутствия». «И тут в небо взмыли сотни надувных шаров», «пуля в доли секунды прошила стальной лист и мы услышали дребезг разбившегося стекла» и прочее. Читатель или зритель, знакомясь с репортажем, сам чувствует себя участником событий.
Для репортажа нужно интресное событие, классная тема, которая достойна репортажа. Ну какой может быть репортаж о круглом столе чиновников на тему «улучшение ситуации со стабильной работой общественного транспорта в праздничные дни». Для такого и новостной заметки хватит. А вот рассказать о праздничных мероприятиях, приуроченных ко Дню победы или наглядно показать как состоялся крупный фестиваль фэшн-индустрии, — тут лучше прибегнуть к репортажу. С подробными описаниями, с красивыми фотографиями, с интересными видео.
Хороший репортаж вызывает эмоции. Это мощный инструмент в руках журналиста. К тому же он вызывает больше доверия, чем отстраненная информация новостной заметки или сухой аналитической статьи. Давайте попробуем вспомнить некоторые подходы, которые помогут сделать классный репортаж.
1. Тема рулит. Постарайтесь найти тему или фокус, которые будут интересны вашим читателям или зрителям. Допустим, хотите взять тему экологии и изменения климата. И здесь можно сделать репортаж. Допустим, написать о каком-то сообществе или фермерах, на жизнь и работу которых повлияло ухудшение экологической ситуации или таяние ледников. Можно съездить туда на место событий и всё подробно рассказать и показать.
Или примеры попроще. Проходит крупная выставка, а вы делаете репортаж не о ней вцелом, по чуть-чуть обо всём, а конкретно об одном экспонате или художнике. Другой пример — материал не просто о проблемах людей с ограниченными возможностями вцелом, а показываете один день конкретного человека — как он добирается на инвалидном кресле до нужного места в городе, с какими трудностями сталкивается, какие у него есть друзья.
2. Исследование, сбор информации. Всегда нужно подготовиться, даже если предстоит сделать репортаж о каком-нибудь празднике. Почитайте заранее — проводились ли такие мероприятия раньше, кто будет участником, углубитесь в тему. Далее сбор проводите на самом мероприятии — общайтесь с людьми, спрашивайте и внимательно их слушайте, фотографируйте и снимайте видео, поговорите с организаторами.
3. Интервью, комментарии. Обязательно включите в свой материал небольшие интервью, комментарии, отклики людей. Эти голоса помогут вам лучше передать событие, лучше раскрыть тему. Люди верят людям (участникам события) больше чем просто мнению журналиста. Пусть высказывания людей будут эмоциональными, это пойдет репортажу только на пользу. Не всегда люди сразу открываются, в самом начале они могут говорить шаблонными, казенными фразами. Поговорите больше, задайте разные вопросы, спрашивайте их о чувствах и переживаниях.
4. Рассказывайте историю. Стройте репортаж в духе сторителлинга. Рассказывайте историю, а не просто набор фактов и описаний. Не просто россыпь блестящих стекол, а мозаика. Заранее продумайте историю, которую покажете и импровизируйте по ходу сбора и подготовки своего материала.
5. Пирамида. Считается, что принцип перевернутой (или обратной) пирамиды может быть актуален и для репортажа. Суть этого подхода заключается в том, что сначала сообщаем о самой важной информации, а потом раскрываем все остальные детали и подробности. Но сделать это не так просто. Если мы строим репортаж как историю, то самый накал, кульминация должны быть в середине или ближе к концу материала.
6. Детали, нюансы, штрихи. Мы уже говорили об эффекте присутствия. Так вот он хорошо передаётся с помощью описания деталей, мелких подробностей, вплоть до того какого вкуса был напиток, который предлагали выпить участникам мероприятия или что сказал художник своему сыну, когда отвернулся от гостей. Описать или показать звуки, запахи, места, эмоции — конечно, во всем хороша «золотая середина», не надо этим злоупотреблять, но такие вкрапления в репортаже должны быть. Здесь не пишем сухо и отсраненно. Не просто «праздничный митинг прошел на площади», как мы пишем в заметках, а «сотни людей заполнили главную площадь, размахивая транспарантами под звуки народных песен, звучащих на сцене».
7. Объективность и эмоции. Но при всем этом репортаж должен быть по-журналистки точным, объективным. Плюс детали, эмоции, ощущения. Читателям и зрителям важно не просто сообщить что произошло, но и как всё происходило, что чувствовали люди, какой был эмоциональный контекст.
8. Заголовок и лид. И не забывайте, как и в других жанрах, в репортаже заголовок и лид (первый абзац) очень важны. От них зависит будут ли вообще читать ваш материал. Заголовок репортажа может быть ярким, привлекающим внимание. А лид должен сразу обозначить о чём пойдет речь в материале.