Прочитав предложенный на экзамене текст два раза, мысленно перескажите его. Постарайтесь выделить самое главное и мысленно проговорите это. Можно даже выписать самые главные мысли, по одной мысли из каждого абзаца предложенного текста. Выписывайте для себя конспективно. Например: 1. Лень приносит много проблем. 2. Пример школьника Вани. И так далее.
Теперь нужно выделить проблему. Проблема — это не тема, это более конкретная штука. Не просто «любовь», а, например, «проблема верности своему любимому человеку». Или тема «спорт», а проблема «поиска золотой середины в тренировках, чтобы и результат был, и не было травм и перетренированности». Но если проблему сразу определить сложно, то сначала обозначьте тему. Затем надо сузить, выделить из этой темы проблему. Так, например, тема «Великая отечественная война». А проблема, поднимаемая в тексте? «Дети-сироты, оставшиеся после войны».
Тренируйтесь. Берите любой небольшой текст, читайте его и Первое — выявляйте проблему. Второе — выдергивайте два примера-иллюстрации, поясняйте каждый пример, отмечайте связь между этими примерами. Третье – формулируйте мнение автора. Четвертое – проговаривайте ваше мнение о мнении автора. Пятое – придумывайте аргумент в пользу вашего мнения, это должен быть какой-то пример. Шестое – кратко подведите итог, подытожьте самое важное. Советуем делать это упражнение и устно, и письменно.
Хотите подойти к подготовке очень серьезно и выжать максимум баллов из этого задания? У нас есть замечательный бесплатный курс по подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Переходите по ссылке, там всё написано.