До начала пандемии COVID-19 фотожурналисты всего мира уже сталкивались с трудными условиями труда. Согласно отчету World Press Photo, уровень защищенности на работе и оплата снижается, и большинство из них чувствовали себя физически небезопасными, по крайней мере, иногда во время работы.
От Школы журналистики: фотожурналист рассказывает о событиях, поднимает проблемы, запечатлевает важные для общественности моменты, которые затем люди увидят в СМИ. Очень важно понять один момент: почти во всех журналистских материалах есть новостной (иначе говорят «информационный») повод. В фотожурналистике он тоже необходим. Новостным поводом должно быть какое-то событие, которое произошло сегодня или недавно. Поймите эту тонкую грань. Портретное фото известного писателя – это не фотожурналистика, а фотографии встречи этого же писателя с читателями, приуроченная к выходу новой книги – фотожурналистика. Фотографии улицы – не фотожурналистика, а фотографии перекопанной улицы и образовавшегося дорожного затора (автомобильной пробки) – фотожурналистика. Мы проводим обучение основам журналистики на этом онлайн-курсе и приглашаем вас.
Более 60% фотографов, опрошенных в ходе исследования, назвали себя работающими не по найму, а 66% сообщили, что их годовой доход от фотографии составляет менее 30 000 долларов. Более 90% респондентов заявили, что чувствуют риск, работая фотографами.
Нынешний кризис в области здравоохранения только усугубил эти проблемы. Я говорила с внештатными фотожурналистами в Италии, Мексике и Соединенных Штатах, которые рассказывали о проблемах с финансами и здоровьем, как никогда раньше. Они поделились своим опытом и ресурсами, которые они нашли полезными, работая над документированием развивающейся пандемии.
Итальянский внештатный фотожурналист Микеле Лапини фотографировал в жестких условиях в прошлом — например, беспорядки и полицейские столкновения — но ничего похожего на нынешнюю пандемию COVID-19. Лапини, базирующаяся в северном итальянском городе Болонья, документирует кризис в одном из его эпицентров. «Я был в отделении интенсивной терапии, где ситуация очень тяжелая, потому что люди просто между жизнью и смертью», — сказал он.
«Важно охватить COVID-19, потому что это историческое событие, одно из крупнейших после мировых войн», — продолжил Лапини. — «Мы должны быть внимательны к своему здоровью и здоровью других, но наша обязанность документировать то, что происходит, для истории».
Есть также фундаментальная, практическая мотивация для фрилансеров: «Сейчас было бы трудно избежать освещения коронавируса», — сказала Линдси Уоссон , независимый фотожурналист из Сиэтла, штат Вашингтон, первого штата в США, который подвергся сильному воздействию со стороны COVID-19, — «Честно говоря, это единственная работа, которую я могу сделать на данный момент, так как такие вещи, как спорт, события и все, что «нормально», закрыты».
Кристиан Монтерроса, внештатный фотожурналист и председатель Западного региона Национальной ассоциации фотографов прессы, сообщал о COVID-19 вдоль границы США и Мексики, в том числе в приютах для мигрантов в Тихуане, Мексика, когда граница закрылась. COVID-19 еще не так широко распространен в Мексике, как в Италии или США, поэтому Монтерроса сказал, что считает своим долгом информировать сообщество в Тихуане о серьезности пандемии. «Приятно осознавать, что я хотя бы смог заставить их задуматься над этим», — сказал он.
Здоровье и безопасность
При фотографировании внутри больниц с пациентами, у которых есть COVID-19, важно следовать протоколу, установленному врачами, сказал Лапини.
«Мы должны делать свою работу, снимать фотографии и делать записи», — пояснил он. «Но вы всегда должны двигаться с осторожностью».
«Я думаю, что большое изменение заключается в том, чтобы лучше осознавать угрозу для здоровья людей, которых вы фотографируете», — отметила Уоссон.
Фрилансерам, покрывающим COVID-19, часто приходится покупать собственные маски, перчатки и расходные материалы для дезинфекции своего фотографического оборудования. Хотя Уоссон сказал, что Reuters предоставило ему и другим фрилансерам инструкции по безопасности и некоторые средства индивидуальной защиты, такие как маски N95 и костюмы Tyvek, ясно, что поставка этого оборудования не является стандартной практикой для средств массовой информации.
Финансовая безопасность
«Быть внештатным сотрудником в Италии для нас рискованно», — сказал Лапини. — «Если вы заболели, вы не работаете, поэтому у вас нет денег. У меня одинаковый дневной бюджет — вирусный или невирусный, я получаю те же деньги».
Эта финансовая нестабильность заставляет фрилансеров сообщать о COVID-19, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем.
Монтерроса — опытный фотограф из Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Как и пожарные, он хотел бы, чтобы фотожурналисты получали дополнительную компенсацию или оплату за работу в опасных ситуациях.
Некоторые редакторы предлагают дополнительную оплату, чтобы компенсировать риск, добавил он, но есть еще много возможностей для улучшения.
Ресурсы
Такие инициативы, как Juntos Photo Coop, были созданы для обеспечения безопасности журналистов при освещении COVID-19. Такие фонды, как Фонд «Формат-фотограф», начали оказывать финансовую поддержку фотожурналистам, сталкивающимся с трудностями в свете вспышки COVID-19. National Geographic, Африканско-китайский репортажный проект и Internews также предоставляют финансирование репортерам, освещающим COVID-19 на местном уровне. Для фотографов, работающих с женщинами, Международный женский медиа-фонд имеет чрезвычайный фонд, и Women Photograph просит пожертвования для оказания финансовой поддержки фотографам.
Имеются ресурсы, которые помогут журналистам использовать передовой опыт для обеспечения их безопасности при выполнении задания, а также получать актуальную информацию о COVID-19. В США у Национальной ассоциации фотографов прессы есть справочник с такими материалами, как информационный бюллетень по будням для фотожурналистов, освещающий COVID-19.
Лапини, Вассон и Монтерроса также подчеркнули свою признательность за то, что сообщество фотожурналистов объединилось во время COVID-19, так как вирус развивался и условия труда быстро менялись.
«Первая поддержка состояла в том, чтобы фотожурналисты и журналисты могли общаться, обмениваться советами и информацией», — сказал Лапини.
Он и другие фотожурналисты основали Arcipelago 19, фотоколлектив в Instagram.
«Это точка объединения и поддержки», — сказал Лапини. — «Мы хотели создать место встречи для итальянских фотографов».
Он надеется, что «Архипелаг 19» не только предоставит публике возможность познакомиться с текущими событиями в Италии, но и поможет независимым фотожурналистам, освещающим COVID-19, почувствовать себя менее одинокими и повысить свою известность среди потенциальных издателей.
Смотреть вперед
«У всех есть много беспокойств о будущем в целом», — сказала Уоссон.
Она признает, что лично у нее не было возможности думать о будущем из-за ежедневного освещения, которое она делает.
Монтерроса видит потенциал для дальнейшей поддержки среди фотожурналистов.
«Будет полезен реестр фотожурналистов, которые активно освещают COVID-19», — сказал он.
Подобный централизованный источник информации позволил бы фотожурналистам поддерживать друг друга и показывать фотожурналистов, которые ищут задания.
Lapini и Monterrosa нацелились на медицинское страхование и финансовую поддержку.
«Мы живем в условиях неустойчивости контрактов и сотрудничества, и они могут меняться от одного дня к другому», — сказал Лапини.
Он добавил, что кризис COVID-19 породил дискуссию о том, как работа внештатных фотожурналистов распознается и оценивается СМИ.
«Мы только сейчас начали обсуждать, как мы можем сделать нашу профессию приоритетной в мире журналистики, — сказал Лапини. — Возможно, это один из вопросов, который нужно обсудить, когда чрезвычайная ситуация закончится».
NATALIE VAN HOOZER, ijnet.org