Любая из сфер человеческой деятельности целенаправленна. Мы всегда работаем, преследуя какую-либо цель. Область журналистики не является исключением – она также имеет свои цели и функции. В данном случае, функциями журналистики можно назвать то, какую роль она играет в обществе, какие задачи ставит перед собой, ее развитие и результаты деятельности.
Самая известная функция журналистики – это сбор и распространение информации, то есть, информационная функция. Это действительно так, потому сбор и анализ данных входит в обязанности любого журналиста. Однако, это далеко не единственная задача СМИ. Существует еще шесть основных функций, которые являются неотъемлемой частью журналистики.
Журналистика очень тесно связана с пропагандой каких-либо жизненных ценностей. Возможно, она не может полностью менять мышление масс, но точно способна создавать общественное мнение и влиять на мировоззрение аудитории. Именно это и называют идеологической функцией журналистики.
Коммуникативная функция журналистики так же широко известна, как и информационная. Другими словами, это общение представителей СМИ с аудиторией. Для журналистов коммуникация с обществом доступна в различных формах: в печатных изданиях, по телевидению или радио. Журналистика позволяет обществу поддерживать коммуникационные связи и оставаться в курсе событий.
Рекреативная функция журналистики – это тот элемент СМИ, который помогает нам отвлечься от серьезных проблем, отдохнуть и развлечься. Само слово рекреация происходит от латинского recreatio, что в дословном переводе означает «восстановление сил».
Культурно-образовательная функция уже из названия дает понять, что ее главная цель – обогатить внутренний мир человека. Эта задача журналистики несет в себе огромную пользу для общества, так как помогает нам узнавать что-то новое и анализировать полученную информацию. Это положительно влияет на уровень культуры и развивает интеллект.
Методологическая или рекламно-справочная функция удовлетворяет большую часть утилитарных запросов общества, предоставляет данные о различных товарах и услугах в виде рекламы.
Организаторская функция имеет схожие черты с идеологической. Она отражает влияние СМИ на общественность, объединяет людей в группы единомышленников и формирует массовое сознание.
Елизавета Скалеба