Хорошо или плохо: почему журналисты избегают длинные предложения

Научиться красиво писать можно во время чтения

Анна Коротченкова

Многие авторы, независимо от опыта и стажа работы, относятся к длинным предложениям с опаской. Это неудивительно, ведь многие редакторы порицают журналистов за слишком длинные цепочки слов и заумные словосочетания.

Удивительно (а может и нет), но и читатели опасаются длинных предложений. Вероятно, это связано с тем, что они боятся не вникнуть в смысл, а некоторым не хочется слишком напрягаться при прочтении. Поэтому редакторы обычно требуют максимально сокращать и дробить сложные предложения, чтобы читатель все понял быстро и предельно ясно. Зачастую журналисты настолько привыкают к укорачиванию конструкций, что теряют навык литературной обработки текста, использованию средств художественной выразительности.

А бывает так, что и в новостных заметках это употребить допустимо. Иногда редакторы и журналисты смеются, что скоро предложения сократятся вплоть до знаков пунктуации и будут выглядеть примерно так: ……?…..!

Шутки шутками, а поработать над фобией длинных предложений все же стоит. Все-таки журналист высокого уровня сродни писателю. То есть в любой момент он при желании может взять и написать книгу. Соответственно подразумевается, что он владеет всеми приемами и знаниями. А какая книга без длинных предложений?

Кстати, сюда же можно отнести один интересный прием, когда автор заведомо пишет длинные предложения, чтобы выразить ощущения и эмоции героя. Например: « Он стоял у бесконечной лестницы, смотрел вниз, не проронив ни слова, он не видел ни конца, ни края этому пути, который он никак не мог начать».

Длина предложения и его форма позволяет усилить эффект присутствия, передать чувства героя, усилить ощущение бесконечности пути, смятение героя.

Известный коуч и писатель Рой Питер Кларк в своей книге «50 приемов письма» приводит эффективные методы, которые заставляют длинные предложения работать.

1. Подлежащее и сказуемое лучше ставить в начале предложения.
2. Длинные предложения лучше использовать для описания событий с большой протяженностью по времени. Форма = содержание.
3. Чередуйте, перемешивайте предложения разной длины.
4. Длинное предложение составляйте для перечислений, описаний действий и образов.
5. Проверяйте написанное предложение несколько раз.

Чтобы перебороть страх длинных предложений, нужно понаблюдать, почитать, поискать подобные предложения в работах известных авторов. Лучше выписать эти предложения, чтобы держать под рукой в качестве ориентира. Еще один совет: обязательно перечитывать вслух. Ведь многие во время чтения материала в голове озвучивают текст. В любом случае он должен быть звучным, легко читаемым и погружающим в атмосферу.

А чтобы лучше составлять длинные предложения, важно разбираться в деталях. Как следствие, прежде чем писать что-либо, нужно освоить заданную себе тему.

Один комментарий

  1. Спасибо! Большинство наших начинающих журналистов, особенно вчерашние школьные отличницы, пишут предложения на 4-6 строк. Самый популярных наш комментарий в этом случае звучит примерно так: «Не пишите такие длинные предложения. Художественная литература и журналистика сильно отличаются. В идеале предложения в журналистском материале должны быть короткими, так читателю проще их прочитать и понять. Любое длинное предложение можно разбить на два, а то и на три предложения. Говорят, что самый благородный знак препинания в журналистике — это точка.» Но ваше мнение правильное. Как говорится, правила созданы для того, чтобы их нарушать ) В самом начале мы изучаем базу, от которой можно и нужно время от времени отходить, если это пойдет тексту на пользу.

Комментарии запрещены