По нашему опыту можем сказать, что аналитическая статья — самый сложный жанр в журналистике. Непросто здесь и дать конкретные советы по написанию такого материала, это сродни научить человека думать. Но кое-что мы можем рассказать и подсказать.
Аналитику считают высшим пилотажеж, также как и журналистские расследования. Чем аналитическая статья отличается, допустим, от новостной заметки? Как минимум, размером/объемом. А если серьезно, то в заметке мы просто рассказывать о событии кратко, а в аналитическим материале мы должны проследить взаимосвязи, обозначить проблемы, даже дать прогнозы на будущее.
Но всё начинается с темы, с проблемы, с какого-то события, в которых надо разобраться основательно. Допустим, как повлияли санкции на экономику. Или за короткий срок произошло несколько резонансных преступлений в школах. Почему так, это совпадение или тенденция? Или, например, как менялась стоимость доллара по отношению к рублю за последние 20 лет, и как это влияет на жизнь каждого отдельно взятого россиянина.
Тему выбрали, начинаем собирать информацию. В свой материал включаем самую точную и проверенную информацию, которая заслуживает внимания вашего читателя или зрителя. Сложное объясняем простыми словами. Вплоть до того что объясняем, что инфляция на 10 процентов означает, что раньше вы могли на эту сумму купить 10 яиц, а теперь только 9. Или 15 процентов подростков имеют склонности к правонарушениям, то есть каждый 7-ой, или 4 человека в классе из 30 человек.
Кстати, аналитика очень востребованна в серьезных изданиях и гонорары за такие материалы значительно выше в сравнении с обычными новостными текстами или интервью. Еще раз проговорим: в аналитическом материале надо не просто рассказывать о событиях и фактах, но и осмыслить их, отметить причинно-следственные связи, дать прогнозы, а то и предложить решение проблемы (хотя бы устами комментирующих экспертов).
Будьте реалистом, написать качественную аналитическую статью быстро не получится. Надо вникнуть в тему, порой необходимо поговорить со специалистами, дать отлежаться материалу и потом вновь посмотреть на него свежим взглядом. Как и в других жанрах, когда мы описываем какой-то спорный момент или проблемы, здесь также надо привести разные точки зрения, сохранить баланс. Например, в какой-то стране на проблему бродячих собак смотрят по разному разные люди. Надо дать слово и чиновникам, которые предлагают усыплять бедных животных, и активистам, которые хотят строить питомники.
Тезисы. Отталкиваемся от тезисов, каких-то утверждений, которые мы будем либо подтверждать, либо опровергать. «Депутат заявил что ….» Бах-бах-бах привели факты, цифры и экспертные мнения, которые в пух и прах разбивают это утверждение. Или мы считаем, что солнечная энергетика — вот то, на что сейчас надо сделать ставку. Приводим доводы, описываем пример других стран. Противоборство тезисов, их опровержение и подтверждение — это значительная часть практически любой аналитической статьи. Близко к тезисам стоят гипотезы. Это некоторые предположения, которые вы в своем материале проверяете, старетесь понять насколько они состоятельны.
Структурируйте свою статью и разбивайте её подзаголовками. Если всё будет в кучу и одним сплошным текстом, то в нём никто не разберется, кроме вас. Обычно есть какое-то введение (само слово «введение», конечно, не надо писать), в нём вы даете базовую информацию, обозначаете проблему. Введение надо написать интересно, нужно заинтересовать читателя, можно даже добавить каких-то художественных «изысков», красивых слов и выражений.
В основной части статьи идет анализ фактов, событий и аргументов. Как мы и говорили ранее, хорошо бы статью разбить подзаголовками на разные подтемы, на разные аспекты рассматриваемой темы. Например, в случае с темой сельского хозяйства можно отдельно рассмотреть животноводство и растениеводство, отдельно поговорить о субсидиях и отдельно об экспорте с импортом. «Кусочки» вашего материала, отдельные подтемы должны логично и последовательно идти один за другим. Подумайте, о чём лучше написать сначала, а о чём потом.
В заключении, в последних абзацах статьи, нужно сделать окончательные выводы и дать прогнозы, возможно, предложить решение/решения проблемы. Не бойтесь давать прогнозы, это важная составляющая аналитики. Вы не можете знать как всё будет наверняка, но предположить можно, опираясь на то, что вы знаете.
Не забывайте о базе журналистики — факты и цифры. На них нужно опираться, а не просто говорить пустые слова. Сколько человек погибло от этой болезни, сколько денег выделено на строительство дорог, сколько первоклассников пошли в этом году в школу и т.д. Также и с фактами — приводите примеры неоспоримых фактов, таких как ЧП, которое подтвердили официальные власти; принятые законопроекты; события новейшей истории; и прочее. Не забывайте о таком важном источнике информации, как всевозможные исследования и опросы, на которые можно сослаться. Это добавляет авторита вашему материалу, у людей будет больше доверия, только не забывайте указывать/называть источники этой информации.
И всё-таки избегайте субъективных оценок. Мы должны оставаться по возможности объективными и отстраненными даже в аналитическом материале, хотя здесь предполагается ваш анализ и оценки. Не злоупотребляйте эмоциональными высказываниями. Даже если речь идет о чем-то животрепещущем, не стоит использовать восклицательные знаки и крепкие словечки. Это ведь журналистика, а не блогинг. Вы должны показать своему читателю или зрителю, что у вас развито критическое мышление, вы сомневаетесь и хотите разобраться, а не просто знаете всё и сейчас продавите своё мнение.
Проверяйте все цифры, цитаты, имена. Проверяйте всё, в чём можно ошибиться и допустить неточность. Это касается всей журналистики, вне зависимости от жанра, в котором сейчас готовите свой материал. Даже малюсенькая ошибка в цифрах и еще каких-то деталях может подорвать веру читателя в целом ко всему вашему материалу. Если автор ошибся в названии этого учреждения и имени его руководителя, то как ему можно доверять в остальном?