Лид – первый абзац материала и элемент, который может обречь публикацию на успех или провал. Именно он заставляет аудиторию погрузиться в статью или закрыть ее навсегда.
Источники учебной литературы для журналистов предлагают применять различные виды лидов. Для «сухой» новости самым частым для применения используют лид «одного элемента», выделение которого будет сообщать читателю, слушателю, зрителю самое главное, а дальнейшее – это уже детали.
Иного типа является лид-обобщение. Условно говоря, такой: «Минувшей ночью КНДР запустила 17-ю по счету ракету среднего радиуса действия, которая , как и предыдущие, не достигла цели в Тихом океане. В эту же ночь группа разработчиков этого типа ракет была арестована». Получается, что в лиде отражены два события. Первое – о неудачном пуске. Второе – о репрессивных методах строительства северо-корейского социализма.
Ещё существует не самый популярный лид-вешалка. Здесь журналист старается буквально навешать все имеющиеся вопросы. Это не самый лучший вариант, но некоторые авторы все же его используют. Конечно, все зависит от материала, ведь порой это уместно. В таком виде лида журналист старается уместить все интересные на его взгляд детали материала.
Лид — моментальная идентификация. Здесь пойдёт речь о некой известной личности, которая и станет центром материала, описанных в нем событий.
Лид — длинная идентификация. Как и в предыдущем варианте речь пойдёт о неком человеке, который стал центром определённых событий. Однако ранее его персона не была знакома аудитории. В таком случае более подробная информация будет дана во втором абзаце.
Лид — комментарий. Новость сама по себе должна быть объективной, в тоже время, журналист должен призвать аудиторию к критической оценке и дать самому определиться с отношением к ситуации. Журналист можно употребить в лиде некоторые вводные конструкции: несмотря на, однако, хотя…
Лид — вопрос. В первом абзаце автор публикации задаёт некий вопрос и как бы обещает читателю, что ответ найдётся в дальнейшем тексте.
Лид — цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Такой приём можно часто встретить в европейской прессе.
В любом случае, создание лида – процесс творческий, на первых порах работы журналисту важно выработать начитанность, знакомиться с работами настоящих профессионалов, а затем развивать свои личные навыки написания лидов. Важно не зацикливаться только на начале, ведь завлечь читателя, конечно, важно. Но не менее важно, чтобы и остальная часть материала не «подкачала». В этом и кроется опасность хорошего лида, когда журналист его создаёт настолько красноречивым, что остальной текст вызывает разочарование у аудитории. Конечно, с опытом вырабатывается понимание и баланс. Хорошо, если есть грамотный руководитель и наставник, чтобы редактировал написанные статьи.
Анна Коротченкова