Глазами редактора: как правят журналистские тексты

Редактор в СМИ – не только строгий критик и начальник, но и помощник. Бывает, что начинающие журналисты тяжело переносят правки, полагая, что одного таланта достаточно, чтобы хорошо писать. Однако в издательских реалиях выходит совсем не так – талант талантом, а подстроиться под редакционные стандарты – будь добр.

Любой журналист в рамках своего профессионального развития может стать редактором. Даже если такой цели не стоит, корреспонденту необходимо знать о работе редактора хотя бы на уровне теории. Это поможет лучше понять, почему его материал правят тем или иным образом.

После сдачи журналисткой работы редактор вычитывает текст. Всего выделяют три вида чтения: ознакомительное, углубленное, шлифовочное.

Во время ознакомительного чтения редактор обращает внимание на содержание: тему, идею, стиль изложения. Редактор читает текст целиком, не делая акценты на конкретные абзацы. Обычно такой метод применяют в отношении работ опытных журналистов.

А вот с теми, кто требует контроля редакторы применяют углубленное чтение. Здесь внимание уделяется каждому слову и знаку в материале, стилевым приемам, каждому абзацу, композиции.

Шлифовочное чтение – финальный этап, которому предшествуют один из вышеупомянутых методов. Во время контрольного чтения редактор вскользь просматривает текст.

Редактор должен оценивать текст целиком, не слишком увлекаясь отдельными частями. Лишь после цельной оценки редактор переходит к правкам. В отличие от работы с художественными материалами, в редактуре журналистского текста методика динамического редактирования: глава издания создаёт некое заключение о тексте после ознакомительного этапа, во время углубленного чтения осуществляет правку, а перед выходом текста, просматривает материал ещё раз. В качестве выбора методики редактирования материалов средств массовой информации учитывают все характеристики материала. Грамотная обработка с корректировками не должна нарушать целостность текста, его идею и искажать смысл. При этом работа редактора не должна быть шаблонной, речь идёт не о редакционных стандартах – им нужно следовать, сохранив авторский замысел.

На первых порах работы в прессе авторский текст после правок редактора может претерпевать значительные изменения. К этому нужно отнестись с пониманием и внимательно читать текст после правок, чтобы выработать в себе чувство стиля, грамотность во всех отношениях.

Бывает, что и редакторы допускают ошибки – как грамматические, так и стилистические. Дело в том, что в круговороте букв даже самые матёрые акулы пера сбиваются с мысли.

Анна Коротченкова