Заголовок журналистского материала — это как название книги или фильма, как вывеска магазина, как название бренда. Заголовок привлекает внимание читателя, это первое что он видит и принимает решение читать ли ему дальше.
И хотя основная задача заголовка привлечь внимание и побудить к чтению, но в журналистике заголовки не должны быть просто «кликбейтовые», то есть такие задача которых «лишь бы кликнули по ссылке». Заголовок должен отражать суть материала, не вводить читателя в заблуждение. То есть нужен баланс — и внимание и привлечь, и по-журналистки точно передать информацию.
Приведем примеры. Как мы постоянно напоминаем — заголовки для печатных изданий (газеты и журналы) отличаются от заголовков для интернет-изданий. Для газеты/журнала: «Храброе сердце» (про спасателя, вытащившего детей из огня и получившего ожоги), «Двойной удар» (про военные учения, в ходе которых наступление на условного противника проводилось в два этапа). То есть это просто прикольные, интересные заголовки, которые подходят под тему текста. В интернет-изданиях заголовки другие: «В Минске построили самый длинный туннель», «Пенсии в РФ планируют повысить с начала нового года». Внимание читателей привлекают такие заголовки, но не вводят людей в заблуждение, именно об этом и будет речь в тексте.
А вот всякие непорядочные сайты, которые не являются СМИ, активно используют шокирующие, вводящие в заблуждение, замешанные на обмане заголовки. «Актер такой-то умер» (полный обман, фейковая информация), «Певица такая-то завершает карьеру» (обман в заголовке, в тексте речь идет, например, о завершении гастрольного тура).
А теперь давайте пройдемся по конкретным советам:
1. Заголовок должен быть по возможности кратким. Ничего лишнего, только самая суть. В заголовках печатных СМИ заголовок, как правило, 2-3 слова. В заголовках для интернет-изданий тоже не должно быть лишних подробностей, надо уложиться в несколько слов. Где и что произошло — «В Краснодаре построили дворец спорта», «В Санкт-Петербурге задержали серийного убийцу».
2. Четкость, никаких распывчатых формулировок. Не просто «В Госдуме обсуждают реформы» (или «реформы в сфере образования»), а «Депутат такой-то предлагает сократить длительность учебного года».
3. Заголовки с цифрами. Считается, что такие заголовки привлекают внимание. Как и в случае с обычными сайтами, в которых пишут «7 способов понравиться парню», так и в СМИ заголовки с цифрами могут привлечь внимание. «Москвичи в 2 раза чаще стали обращаться к психологу», «В Европе каждый третий подросток страдает депрессией».
4. Никаких шаблонов и заезжанных фраз. Очень грустно выглядят заголовоки, которые пишут некоторые наши начинающие журналисты. «Без труда не выташищь и рыбку из пруда», «В журналисты я пойду, пусть меня научат» — такие для СМИ совсем не годятся. Даже если речь идет о печатных изданиях, то нужна какая-нибудь «изюминка», оригинальность. «Вор в загоне» (обыгрывается фраза «вор в законе», материал о воре-домушнике, которого удалось поймать после нескольких лет поисков).
5. Используйте глаголы, покажите действие. Не просто «Новая программа развития туризма», а «Принят законопроект о развитии туризма». Не надо «Отчет правительства за первый квартал», лучше «Правительство отчиталось о своей работе за первый квартал».
6. Учитывайте аудиторию, для кого пишете. Если это студенческая газета, то заголовок может быть «Не хайпа ради!» (о социальном проекте студентов в социальных сетях), а для городского интернет-издания заголовок к этой же теме будет «Студенты вуза запустили проект по обучению медиаграмотности».