Кратко вспомним базу: новостная заметка — это описание какого-то события. В новостной заметке даются ответы на простые вопросы — что произошло, где, когда и другие важные вопросы, плюс подходящие цитаты.
Предположим, журналист задумал пойти в День защиты детей на городское мероприятие. Он думает: «ок, напишу новостную заметку для газеты такой-то и сделаю фоторепортаж для такого-то сайта». Поскольку он с ними уже работает, то он может даже спросить у редакции подойдет ли им эта тема и удостовериться, что они не собрались отправить туда своих корреспондентов.
Он идет на мероприятие — смотрит, фотографирует, берет парочку комментариев жителей города и записывает важные цитаты, сказанные организаторами мероприятия. Да еще кое-какая информация есть из интернета (пресс-релиз городской администрации, пост в городском паблике в интернете и т.д.) Пришел, спокойно написал, фотографии подписал и отправил в редакцию. Материалы вышли, он получил свой гонорар. Когда вся эта схема налажена, то для журналиста это как 3 блина испечь.
Нам часто задают вопросы начинающие журналисты и мы им подробно отвечаем. Например, вопрос: «писать о местных новостях или о любых?» На первом этапе лучше писать о местных. Как правило, журналисты местных печатных и интернет-изданий пишут о местных новостях. Бывают, конечно, исключения. Например, если интернет-издание в том числе пишет о событиях в стране и мире, то журналист может писать о событиях, происходящих далеко от него. Для этого он берет информацию из пресс-релизов, обращается к экспертам с просьбой дать комментарий или даже использует информацию из других СМИ.
Вопросы про информационный повод тоже занимают умы стартующих в журналистике. Новостная заметка — это и есть подробно расписанный информационный повод. Например, если вы пишете об открытии новой школы в вашем городе, то пишете только об этом (где открылась, сколько потратили на строительство, сколько будут ходить учеников и т.д.) Если пишете об открытии научного центра в Калифорнии, то пишете только об этом (где открылся, сколько потратили на строительство, какие исследования там будут проводиться и т.д.)
А если вы пишете статью, а это более серьезный, более обширный материал, то информационный повод там тоже должен быть в самом начале, а затем переходим к разным фактам, анализу и выводам. В статье инфоповод должен быть более-менее подходящий. Например, вы пишете о российском кинематографе. Какой информационный повод можно взять? Например, выход в прокат нового российского фильма. А если пишете о плохих дорогах в вашем городе, то инфоповодом может быть и местная авария, и выделение денег на федеральном уровне. В случае со статьями нужно интуитивно подбирать наиболее подходящий инфоповод.