Когда BBC опубликовала подробное расследование видео из Африки к югу от Сахары, оно взорвалось онлайн.
Видео, на котором группа солдат стреляла в двух женщин и двух маленьких детей, было размещено в социальных сетях. Пользователи утверждали, что это произошло в Камеруне, но правительство отрицало это.
«Мы думали, что важно хотя бы попытаться выяснить, кто несет ответственность за убийство этих женщин и детей, — сказал в то время Дэниел Адамсон, продюсер сериала из подразделения Africa Eye BBC . — Мы подозревали, что на видео было достаточно места для его геолокации, поэтому мы внимательно посмотрели».
После недельного расследования Africa Eye смогла определить, где было видео, когда оно было снято и кто были солдаты — и все это с помощью цифровых инструментов, к которым может получить доступ любой, у кого есть подключение к Интернету.
Хотя геолокация кажется чем-то, что могут определить только подготовленные следователи, но журналистам, специалистам по проверке фактов и потребителям новостей важно ознакомиться с этими советами, чтобы избежать распространения ложной информации в Интернете. С правильным набором цифровых инструментов любой может научиться проверять изображения и видео.
1. Просите о помощи. Журналисты недостаточно эффективно используют свою аудиторию. Когда вам будет представлено изображение или видео, которые вам необходимо проверить, попросите своих читателей помочь вам выяснить, где они находятся. Однако делайте это только в том случае, если визуальный элемент уже стал вирусным в социальных сетях, чтобы избежать распространения потенциально ложной информации.
2. Замедлить видео. Когда вы разбираете ключевые кадры видео, бывает сложно понять, на что именно вы смотрите. Используйте бесплатные инструменты, такие как iMovie , InVid и VLC, чтобы замедлить переходы и лучше рассмотреть любые ориентиры или идентификаторы, которые могут быть.
3. Определите местоположение. Даже самые зернистые или плохо освещенные фото или видео будут иметь некоторые отличительные особенности. Если вам известна страна, штат или город, в которых должен происходить визуальный ряд, посмотрите в Google Планета Земля, чтобы увидеть, соответствует ли какой-либо из пейзажей. Если у вас есть бюджет, добавьте к находкам спутниковые снимки из Sentinel Hub .
4. Сократите время. Просмотр метаданных фотографии с помощью ExifTool может помочь вам выяснить, кто создал визуализацию, когда и где, но это не всегда работает для контента, размещенного на платформах социальных сетей, которые обычно удаляют метаданные. В этом случае проанализируйте тени на фото или видео и используйте SunCalc, чтобы определить, в какое время дня и года они были сняты.
5. Не упускайте подробностей. Одежда, предметы, логотипы и знаки могут быть очень полезны при проверке фона визуального изображения. В случае сомнений обратитесь к учебному руководству Майкла Баззелла OSINT (разведка с открытым исходным кодом) . В нем есть множество инструментов, которые помогут продолжить цифровое расследование, в том числе инструмент поиска Facebook Graph .