Журналисту в работе каждый день приходится взаимодействовать с представителями из разных групп, социально-уязвимых в том числе, для создания материалов. И очень важно, чтобы журналист и СМИ, будь это издание, радио или телевидение представляли каждую группу правильно. В этой статье мы постараемся рассказать о том, как писать о людях, живущих с ВИЧ.
Самое главное, что нужно запомнить, ВИЧ – больше не смертельное заболевание. Сейчас ВИЧ можно контролировать при помощи АРВТ (высокоактивная антиретровирусная терапия — метод терапии ВИЧ-инфекции).
Люди с неопределяемой вирусной нагрузкой (когда у человека в крови так мало вируса, что тест не может его идентифицировать) не могут передать вирус ни поцелуем, ни половым путём, ни через кровь.
К настоящему времени известно два случая полного излечения от ВИЧ. Ведутся испытания вакцины от “Вектор”. Также прием PrEP снижает риск заражения ВИЧ на 99%.
Чего следует и не следует делать при создании материала о людях живущих с ВИЧ:
1. Не использовать фотографии с символами смерти и болезни.
2. Не раскрывать ВИЧ-статус героя без его письменного согласия. Если ваш герой согласен, он может написать письмо о том, что разрешает раскрывать его ВИЧ-статус, либо вы можете написать и дать ему ознакомиться и расписаться.
3. Не рассматривать ВИЧ как следствие социального статуса, сексуальной ориентации, национальности. В ряде публикаций до сих пор существуют устоявшиеся стереотипы, например: «ВИЧ – кара божья», «болеют одни гомосексуалисты», «какая-то определенная группа людей или даже национальность – распространители наркотиков и ВИЧ».
4. При публикации информации медицинского содержания или статистики обязательно указывать ссылку на официальный источник. Например, Минздрав РФ и ВОЗ.
5. Обращаться за советом в профильные организации. Берите интервью у экспертов.
6. Не уходить в абсолютный позитив. ВИЧ – не смертельное, но все еще серьезное заболевание, требующее постоянного контроля.
Используйте корректную лексику. Рекомендуется использовать, писать и говорить «ЛЖВ» — люди, живущие с ВИЧ, то есть по правилу people-first language, то есть “язык, в котором на первом месте человек”, “правило ставить на первое место человека”, а не его какую-либо особенность. Другие примеры: человек, живущий с ВИЧ; человек с положительным ВИЧ-статусом.
Адина Жоробекова