Крутые советы для тележурналистов

Пройдемся по советам тренеров одного очень влиятельного российского телеканала, которые они дают начинающим журналистам на своих семинарах.

Телевидение — это диалог со зрителем. Зритель не переключает канал, когда он следит за чем-то интересным, когда ему кажется, что с ним разговаривают. Психологи очень тщательно изучали режим диалога. И они пришли к выводу, что никто никогда в диалоге не говорит больше 20 секунд. А если кто-то начинает говорить больше, то его начинают либо перебивать, либо вообще перестают слушать. То же самое происходит и с телевидением. Когда журналист говорит больше 20 секунд, зрителю сложнее воспринимать его текст.

Это всё равно, что кормить ребенка не из ложки, а просто запихнуть ему в рот всю кашу, тогда вряд ли он ее проглотит и переварит. Именно поэтому редакторы постоянно говорят о том, что и стендап, и фрагмент интервью в репортаже (синхрон) не может быть больше 20 секунд. Это же относится и к длине отдельного фрагмента закадрового текста.

Телевидение – это передача информации несколькими способами. Но самый главный из них – видеоряд. Если даже мы смотрим репортаж на незнакомом нам языке, мы можем благодаря картинке понять, что, собственно, происходит. Мы не понимаем репортаж, если видеоряд представляет собой набор случайных кадров. Например, нам показывают здание, затем улицу, затем чей-то недоеденный бутерброд на асфальте, а в конце – замок на одном из зданий. Так что следует избегать тех случаев, когда кадры нашего повествования наводят зрителя на вопросы и не дают никаких ответов.

Когда мы смотрим на один и тот же объект, мы моргаем. Тем самым мы освежаем наше восприятие действительности. Исследования физиологии показали, что человек моргает каждые 3 -5 секунд. Средняя продолжительность кадра в новостях составляет 3-4 секунды. И поэтому каждая смена изображения – возможность зрителю освежить картину происходящего.

7 + 2 (семь плюс минус две единицы) – формула, обозначающая в психологии количество единиц, которое человек может легко удерживать в памяти. Это касается и слов, и имен собственных, и картинок. Зритель легко запомнит предложение, в котором 5-7 смысловых единиц. А предложение из 20 слов удержать в памяти практически невозможно. Равно как и трудно запомнить последовательность из 15 кадров.

А теперь – небольшая задачка. Длина кадра в новостях составляет 3 секунды, Человек может легко удержать в памяти 7 кадров. Если мы умножим 7 на 3, то получится 21! Наша последовательность кадров в этом случае будет понятна и ясна для зрителя.
Что, где, когда, кто, почему, как? (или «5 дабл-ю и одно эйч» – what, where, when, who, why, how?). Простые ответы на вопросы «что, где, когда, кто?» уже позволяют вам создать информационное сообщение. На эти вопросы надо стараться отвечать всегда, когда вы пишете текст. Это — один из базовых принципов подачи информации. Зрителю всегда интересно знать что произошло, а также когда, с кем, где и как это случилось. Он жаждет ответа и должен получить его от вас.

Зритель видит и слышит всё один раз, и должен за этот «один раз» увидеть и услышать то, что ему хотели сказать. Язык должен быть простым и доступным — без профессионализмов и жаргонизмов. Старайтесь сделать предложения в вашем тексте максимально короткими. Соблюдайте принцип: «написал — прочти вслух».

Расскажи сказку. Заумные и запутанные истории можно и нужно сделать простыми и доступными. Для этого надо выбрать и правильную интонацию: представьте, что вы рассказываете новость человеку мало знакомому, но очень вам приятному. Или ребенку, которому надо рассказать просто и доступно о том, что такое система федеральной исполнительной власти в России. Примерно также и надо писать текст.

Старайтесь знать больше. Чем выше ваш уровень интеллекта, знания, чем больше вы знаете, тем легче вам будет работать. Используйте любые средства массовой информации для получения знаний. Аккумулируйте ваш опыт, старайтесь сделать так, чтобы не потерять уже полученные знания. Ваши связи, оставшиеся еще, может быть, с прежней работы, с детского сада, института, родители, жены и мужья, дети, друзья, знакомые и знакомые знакомых — все они могут быть не только любимыми и приятными людьми, но и источниками информации. Научитесь извлекать в нужный момент полученные знания из своей памяти. Журналы и газеты, интернет, ТВ, радио — всё это дает вам возможность получить некий «личный архив» знаний в разных областях. Вы его сможете использовать на работе в любой момент.

Кто может быть поставщиком новостей (или, как говорят у нас на канале – ньюсмейкером?).
1. Всевозможные «производители новостей» — президент, все министерства, палаты парламента, суды и официальные органы разных уровней. Всевозможные законы, судебные решения, заявления мирового значения и прочее. И надо признать, пищи для ума и поводов поработать эти ребята нам дают в избытке. Однако официальная информация недорого стоит без понимания, что же все эти законы-решения изменят в мире или жизни людей, а то и вовсе в жизни одного конкретного человека. Читая подобные новости, сразу задаём себе вопросы: как это решение будет работать, кого это коснётся?
2. Люди. Нет ничего интересного в новостях, если в них не говорится о людях. Практически за каждым событием можно найти прекрасную человеческую историю, которая из сушеной информационной морковки сделает захватывающий блокбастер, который захочется посмотреть ещё раз и пересказать всем друзьям и знакомым.