Понятие медиатекста часто встречается в журналистике, лингвистике и смежных направлениях. Самое простое, что мы понимаем под медиатекстом – некое произведение, адресованное аудитории СМИ, в том числе и в рекламных целях.
К тестовым признакам, по которым можно проанализировать материал относятся: информационные, функционально-стилистические, структурно-семиотические, коммуникативные.
В основе подхода к любому медиатексту лежит некая модель коммуникации. Базовой считается модель Лассуэла, в которой отражён передающий информацию (кто), само сообщение (что), канал коммуникации предполагаемый эффект от полученной информации.
В современных реалиях качество медиатекста зависит от технологических возможностей. Также зависит и степень мультимедийности – от количества используемых средств и возможностей.
Медиатекст – не всегда журналистский материал, это может быть и рекламная публикация. Очевидно, что журналистский материал пронизан истиной социальностью, где цель не повлиять, а рассказать о неком событии.
Ещё одно непростое разграничение типов текстов – публицистический и журналистский текст. В теории журналистики эти два понятия относятся к взаимозаменяемым, относящимся к различным видам творческой деятельности.
Принято считать, что к публицистике относятся материалы общественно-политической направленности, а также аналитические. Тем не менее обе типологии пересекаются, а тот или иной жанр окрашивается путём подачи материала.
Возвращаясь к понятию медиатекста, и сравнивая его с журналистским или публицистическим текстом, на первый план выходит понятие релевантности. В переводе с английского relevant – уместный, актуальный, относящийся к делу. Речь идёт о том, что важно здесь и сейчас на момент выхода материала. Публикация должна быть горячей относительно запросов аудитории. Не текст в данном случае находит читателя, а читатель ищет этот материал. Журналист должен именно с этой позиции работать над информповодами, готовя к выходу в свет медиаматериал. Его содержание должно отвечать последним требованиям и запросам аудитории.
Здесь следует разделять понятие интереса и потребности аудитории. Они зачастую различны. Например, читателя могут интересовать происшествия, истории жизни других людей, громкие события, новости звёзд. А вот потребность того же читателя может заключаться совершенно в других новостях – экономических, политических, социальных. Речь идёт об информации, которая касается непосредственно жизни большинства людей. Журналист должен уметь сочетать умение отвечать и интересам, и потребностям аудитории. Рассказывая о громком происшествии, обращать внимание на социально значимые моменты. В этом состоят его в том числе и творческие задачи.
Анна Коротченкова