Знаете ли вы, когда и как зародилась фотожурналистика в России? Кто были первопроходцы в новой сфере? Если нет, то пора углубиться в историю.
Если говорить о зарождении фотографий, которые предшествовали фотожурналистике, то нужно мысленно вернуться в XIX — начало XX века. Именно тогда появилось такое стилистическое направление, которое наиболее близко по специфике современной фотожурналистике. Речь идет о «социальной» фотографии. Это не являлось определенным течением, скорее это стало стремлением уйти от эстетических норм в сторону социальных проблем того времени.
Заложил фундамент социального направления в русском фотоискусстве Вильям Андреевич Каррик. В своих работах через фотографии он рассказывал о жизни обычных, никому неизвестных людей. В основном его работы размещали на выставках, но также снимки появлялись в отечественных газетах.
Продолжил его дело Максим Петрович Дмитриев из города Нижний Новгород. Четыре десятка лет он отдал работе в фотоателье, а в итоге своей деятельности стал родоначальником репортажного метода в различных видах съемки. По сути его можно назвать основоположником-документалистом. Основные работы в этом жанре он выполнил во времена обнищания крестьян в городах вдоль Волги. Тягости их жизни отражены в фотоработах Максима Петровича. Он один из первых создал очерк в русской фотографии.
На стыке XIX и XX веков известным фотографом был Карл Булла. Его считают основоположником фоторепортажа в России. Он снимал студийные портреты, жанровые сцены. А фоторепортером стал уже в 1886 году. Свои знания и навыки он передал двум сыновьям — Виктору и Александру. Военный Виктор Булла снимал Русско-японскую войну. Он виртуозно делал снимки высочайшего качества, учитывая тот факт, что объективы камер, их размеры и технические характеристики оставляли желать лучшего. Виктор Булла стал автором фотографий о Первой мировой войне, о нескольких российских революциях. Затем он стал известен, как автор фотопортретов Ленина.
Соответственно в своих работах фотографы стали обращаться ко всем общественно важным проблемам. Это объясняется тем, что искусство в любом случае неразрывно связано с тем, что происходит вокруг, в социуме. Развиваться искусство фотографии отдельно просто не могло. Развитие общества во всех аспектах требовало находить новое отражение, коем и стала фотография. Народ смог узнавать больше, анализировать глубже, стать ближе к происходящему духовно.
Наша Школа журналистики проводит обучение по фотожурналистике. Мы не устаем говорить о важности информационного повода, об актуальности и новизне запечатлеваемых событий. Надо подчеркнуть еще один важный пункт – фотографии должны передавать события «как есть», они не могут быть художественными и постановочными.
Приведем пример. Если на фото мальчик, который упал с велосипеда в ходе соревнований и опечаленный сидит на дороге, то это может быть примером хорошей работы фотожурналиста. А если вы положили велосипед на дорогу, посадили соседского мальчика рядом и попросили его сделать грустный вид, то это что угодно, но не фотожурналистика. Даже просить продавщицу магазина улыбнуться считается дурным тоном фотожурналиста, он должен сфотографировать её такой, какая она есть в своей повседневной деятельности.
Анна Коротченкова, Ангелина Суворова