Журналистика – это объективная передача информации, при этом могут приводиться разные мнения, но журналист никогда не встает на чью-либо сторону. А пропаганда – это навязывание определенной точки зрения. При это пропагандисты могут даже прибегать к обману и фальсификации.
Способов и методов пропаганды множество. Можно что-то умолчать, можно что-то преувеличить. Можно вырвать цитату из контекста. Можно взять неудачную фотографию неугодного политика (любого человека можно сфотографировать так, что он получится некрасивым и странным), а потом выдавать его за идиота. А можно и уговорить человека сказать то, что нужно.
«Такая маленькая пенсия, как на неё выжить!?», — сокрушается бабушка. «Бабуля, ну что-то же хорошее есть, вот пенсию недавно немного подняли, а сегодня тем более праздник Крещения Господня. У нас государственный канал, давайте что-нибудь хорошее скажем». Заново снимают. И вот уже бабушка благодарит правительство и поздравляет зрителей с праздничком.
Еще раз проговорим. Пропаганда — это злонамеренное, целенаправленное распространение некой информации, которая должна повлиять на мнения, убеждения и даже на поведение людей. В отличие от объективной работы журналиста, честного информирования, пропаганда использует изощренные методы. Это и эмоциональные воздействия, и предвзятое освещение событий. Иногда пропаганда «честная», открытая — «Да здравствует Советский Союз и самый счасливый в мире советский человек!». А чаще она скрытая, грязненькая — обмануть людей, одурачить, «обвести вокруг пальца».
Цель пропаганды — активное влияние на массовое сознание общества. Идеологам пропаганды «до лампочки» что подумает профессор или отдельно взятый рабочий с критически развитым мышлением. Им главное, чтобы «пипл схавали» (англ. people — люди), чтобы информация повлияла на массы, изменила мнения миллионов.