Что такое репортаж? Это информация с места событий. Журналист находится лично там, где что-то происходит и передаёт информацию с деталями и подробностями. У читателя или зрителя (если речь идет о видео) должен появиться эффект присутствия, он сам должен как будто ощутить себя участником события. Для этого журналист передает больше деталей и подробностей, описывает происходящее в настоящем времени.
Примеры реплик и фраз. «Сразу после этого молодые артисты отпустили в небо сотни надувных шариков и на какой-то момент небо над головами зрителей полностью покрылось разноцветными парящими шарами». Сравните с описанием в обычной заметке: «В финальной части концерта артисты отпустили в небо сотни надувных шаров». Или «Всем участникам восточного праздника Наурыз налили кумыс, каждый сделал глоток национального казахского напитка и почувствовал его освежающий, приятно кисловатый вкус». В заметке мы написали бы совсем по другому: «Участники праздника могли отведать кумыс».
Кстати, сам заголовок этой статьи («Репортаж с места событий») является «маслом масленым», так как любой репортаж — это и есть информация с места событий. Репортаж — это очень популярный жанр журналистики. Наверное, на первом по популярности находится новостная (ипнформационная) заметка, а второе и третье места равноправно делят между собой интервью и репортаж.
Особенность репортажа — информация передается оперативно. Часто прямо в прямом эфире, если говорить о телевидении. В газетах/журналах и новостных порталах тоже стараются с репортажем не медлить. Как правило, материал выходит в тот же день или в ближайший номер. Это роднит репортаж с заметкой, которая тоже всегда публикуются быстро, оперативно. А вот, например, интервью такой срочности не требует. Вполне можно опубликовать и на следующей неделе, и в следующем месяце. Как правило, интервью быстро не устаревает и еще долго остается актуальным.
Давайте пробежимся по основным этапам:
1. Подготовка. Нужно подготовиться, знать как можно больше о проводимом меоприятии или событии, об организаторах, примерно представлять что будет происходить, кто будет выступать и т.д. Это позволит заранее спланировать свои действия и будущий репортаж. Допустим, журналист планирует: А. Приеду к открытию. Б. Включу в свой текст цитату из выступления губернатора. В. Пофотографирую и поснимаю видео выступающих артистов. Г. Возьму комментарии у зрителей и у организаторов. Д. Сам приму участие в играх, которые планируются в конце фестиваля.
2. На месте событий. Действуете по своему плану и импровизируете. Всегда чо-то идет не так, как планировалось, и не так как вы думали. Губернатор не приехал, открытие состоялось на час позже, а вместо игр организаторы провели квест. Импровизируйте, действуете по обстановке. Собирайте много материала, чтобы потом было из чего выбрать — много фотогоафий, много видео, много комментариев, много записей/задумок что включить в свой репортаж.
Но всё хорошо в меру, во всем хороша «золотая середина». Допустим, если вы снимете много видео и каждый из них будет по 25 минут, то вам потом будет очень сложно выбрать самое интересное и смонтировать хороший видеоролик длиной в несколько минуты. Лучше снимать по 5-10 секунд самые интересные места, и наснимать таких «кусочков» штук 30, тогда позже вы сможете быстро и легко сделать конечный вариант видео. С фотографиями проще, довольно легко можно посмотреть большое количество и выбрать лучшие, но тоже фотографировать более 100, наверное, не имеет смысла.
И сразу совет, осованный на нашем опыте работы с молодыми, начинающими журналистами. Фотографируйте больше, это же цифровые технологии, вы ничего не теряете, просто потом удалите потом ненужное и всё. Наши юнкоры порой с мероприятия приносят 5 фотографий. Одна из них засвечена, на второй человек проходил мимо и закрыл объект съемки, третья вообще не получилась. И остается более-менее нормальных два снимка, что для репортажа очень мало. Делайте больше фотографий. Нащелкать 50-70 фотографий на интересном мероприятии — это несложно и даже весело.
3. Детали. Вам нужно передать «эффект присутствия». Для этого запоминайте и лучше даже записывайте детали — вкус еды и напитков, звуки, погода, эмоции участников и всё остальное. С детализацией в конечном тексте тоже не надо злоупотреблять, но время от времени что-то этакое «ввернуть» нужно, чтобы читатель явно представил происходящее.
4. Структура. Писать целую «простынь» без какой-либо структуры не следует. Здесь нужно, как и в других жанрах, написать заголовок, лид (первый, цепляющий абзац), а потом хронологически рассказать о событии.