Читаем большое количество новостных заметок, написанных нашими студентами, начинающими журналистами и видим одни и те же ошибки у многих. Предлагаем вашему вниманию общие рекомендации:
✍🏻 Имена и фамилии — сначала пишем имя, а потом фамилию — «Сергей Есенин», «Владимир Путин» и т.д. Да, в школе мы все привыкли писать наоборот, но в журналистике пишут иначе.
✍🏻 Заголовки вроде «Открытый урок» и «Вселенская несправедливость» больше подходят для печатных изданий (журналы, газеты), а на сайтах мы используем в заголовке краткое описание главной новости — «В Москве построили новый микрорайон», «В Санкт-Петербург прилетел президент РФ». Заголовки «Новый микрорайон» и «О чем сказал Путин в Санкт-Петербурге» нельзя назвать хорошими.
✍🏻 Не надо указывать точное время, достаточно даты. Например, нет никакой разницы музыканты выступали в 6 или в 7 часов вечера. В тексте достаточно указать дату — например, 19-го января.
✍🏻 Указывайте чья цитата в тексте, нельзя взять и процитировать неизвестно кого. Сказавших надо как-то представить: «…, — заявил председатель общественной организации «Молодые ветра» Артем Новиков», «…, — сказал житель города Иван», «…, — пояснила местная жительница Алена Степанова» и т.д.
✍🏻 Старайтесь не писать слова и словосочетания, которые почти не несут никакой смысловой нагрузки, а только загромождают текст: «как было сказано ранее», «хочется напомнить» и подобные.
✍🏻 Лучше писать про людей, а не про населенный пункт. Поясним: «Нью-Йорк протестует» звучит хуже, чем «Жители Нью-Йорка протестуют» или «Ньюйоркцы протестуют». Город или поселок не могут радоваться, отмечать Новый год, грустить и т.д., это делают люди.
✍🏻 Темы, связанные с религией, они очень щекотливые, здесь надо быть вдвойне внимательным. Даже когда пишем про православный праздник. Малейшая неточность или ирония могут обидеть верующих.
✍🏻 Не злоупотребляйте восклицательными знаками. Журналист нейтрально передает информацию. Восклицательные знаки уместны только в цитате, если человек действительно восклицает. От себя не стоит писать: «Открылся крутой новый торговый центр! Ура! Мы этого давно ждали!»
✍🏻 СМИ почти всегда используют горизонтальные фотографии, а не вертикальные. То есть им нужны такие, у которых ширина больше высоты, а не такие как мы выкладываем в сторис Инстаграма )
✍🏻 В заметке просто передаем новость и главные подробности. Не надо задаваться вопросами «нужно ли было строить?», «оправдана ли стоимость?», «достойный ли это мэр?» и т.д.
✍🏻 В конце новостной заметки тоже не надо писать никаких выводов и умозаключений. Можно в конце написать бэкграунд, то есть предысторию. Например, пишем про вакцинацию, а в конце — «за время пандемии, начавшейся в ….., заболело столько-то человек, из них столько-то умерло». Или пишем о новой построенной школе, а в конце — «всего в городе столько-то школ, в них учатся столько-то человек, по заявлениям местных властей не хватает столько-то школ».