Заголовок – имя и фамилия статьи. Он должен быть благозвучным и привлекать к себе внимание. От того, как он звучит и что можно из него почерпнуть, зависит читабельность и кликабельность – в зависимости от вида издания.
Проводились исследования, согласно которым, часть существующей у изданий аудитории вполне обходится чтением заголовков и подзаголовков. И правда,очень многие материалы, вместо того, чтобы заманить читателей и сохранить интригу до открытия текста, «вываливают» все в заголовке. Да, есть такие новости, из которых сложно вытянуть изюминку в заголовок таким образом, что останется и что почитать внутри. Однако это работа журналиста – найти способ привлечь как можно больше внимания к материалу.
Например, можно добавить в материал предысторию вопроса и вынести часть данных в заголовок, чтобы старая информация заиграла новыми красками и была приправлена новой.
При этом важно помнить, что привлечение читателей происходит именно с помощью заголовка, это и есть его функция.
Есть такое понятие, как «говорящий» заголовок. Такие заголовки помогают читателю найти то, что ему нужно, то, зачем он вообще обратился к конкретному изданию.
А есть еще такие заголовки, так называемые «крючки», которые цепляют взгляд человека благодаря заманчивой формулировке. И, казалось бы, тема человеку не интересна, да и событие не столь значимое, а прочитать так и тянет. Если вы новичок в журналистике, будьте готовы, что редактор будет требовать от вас писать цепляющие заголовки в 99% материалов.
При написании заголовка-крючка, который чаще всего бывает слишком образным и не максимально конкретным, важно уделить должное внимание подзаголовку, где конкретизируется то, о чем пойдет речь в тексте. Например.
Заголовок: «От машины не осталось даже колес» — очевидцы о смертельном ДТП в городе N
Подзаголовок: на трассе такой-то столкнулись две иномарки
Это пример, относящийся к новостным заметкам, которых в большей степени информационный жанр обязывает быть максимально не расплывчатыми. Однако цепляющие заголовки здесь тоже важны.
Представляете, поисковая машина выдает по теме одну и ту же новость в разных интерпретациях различных изданий. Тут два варианта клика: читатель выберет издание, которому доверяет или по интригующему заголовку.
Что касается более емких материалов, например, интервью, статей, репортажей – тут простора для журналистского творчества куда больше, а значит и напортачить с заголовком шансы возрастают. Постарайтесь соблюсти баланс между творческим порывом и фактическими данными.
Важно запомнить и то, чего категорически делать нельзя: писать заголовки в настоящем времени (кроме онлайн-трансляций с последующей сменой заголовка) и использовать сослагательное наклонение глаголов.
Анна Коротченкова