Фотожурналистика, как и журналистика в целом, в годы Великой Отечественной Войны служила на благо своим и во имя борьбы с врагом. Репортеры вплоть до Дня Победы над фашистской Германией вели хронику событий, держали в курсе всех до последнего, рискуя своей жизнью. Это было для них долгом чести.
Фотокорреспонденты старались через объектив своей камеры рассказать о войне максимально точно и объективно. Страдания людей, разрушенные дома, всю боль народа – все это можно было увидеть на фотографиях того времени.
В то время гнев советского народа вызвал фотоснимок «Таня» Сергея Струнникова: мертвая девушка-партизанка на снегу, с обрывком веревки на шее. Казненная фашистами в селе Петрищево юная патриотка назвала себя Таней. Но это была всем известная народная героиня, комсомолка Зоя Космодемьянская. Сам фоторепортер Сергей Струнников оставил свою жизнь на фронте в 1944 году. Мнения относительно данного снимка разделились. Одни считали эту историю пропагандистской выдумкой, другие же наоборот.
На страницах газеты «Правда» печатали фотографии с фронтов военного фотокорреспондента Михаила Калашникова, погибшего также уже в период освободительных боев Красной Армии в 1944 году.
Фоторепортёры военных лет рискуя жизнью через объектив фотокамер передавали события военных сложных лет: оборону городов, героические подвиги. Они находились и на линии фронта, в партизанских отрядах. Попадая на страницы газет фотографии обретали немыслимую патриотическую силу.
Нельзя оставить незамеченной работу Макса Альперта, который в годы войны явил миру свой талант фотокорреспондента. Он был репортером ТАСС и «Совинформбюро». Одна из самых знаменитых фотографий военного времени – это его снимок «Комбат». Его работы отличались особой экспрессией.
Евгений Халдей запечатлел на фотографии водружение Знамени Победы над Рейхстагом в 1945 году. Этот снимок стал триумфальным и победоносным. Этот снимок навсегда сделал Евгения Халдея почетным фотографом не только военного времени.Чтобы сделать тот снимок, он вылетел из Москвы в Германию. Сам фотограф рассказал, что композицию организовали для снимка, но это никак не умаляет ценности фотографии и труда. Ему удалось отразить в одной фотографии все надежды, всю боль, все потери и чувство триумфа и гордости. Это снимок стал легендой и буквально символом Победы.
К сожалению, имена великих профессиональных фотокорреспондентов мало кому известны, кроме тех, кто является представителем смежных профессий. Но и современные представители медиа зачастую не могут похвастаться такими знаниями. Как и в любом деле, и в жизни в целом, важно знать историю.
Анна Коротченкова