Анна Коротченкова
«Это кликбейт!» — можно часто услышать от редактора или маркетолога. Все, кто работает в средствах массовой информации, точно знают это слово, но не факт, что значение.
Этот термин означает необычный контент, который отличается по смыслу и содержанию. Особенность в том, что содержание материала изначально призвано привлечь к себе внимание путем искажения смысла сообщения в тексте статьи или новости. Термин пришел из англоязычных стран, в переводе означает щелчок (click) – наживка (bait). Задача кликбейта – побудить человека к конкретному действию, а именно к переходу на сайт, где материал расположен. Если говорить о том, какие могут быть вообще цели, то:
— в маркетнге кликбейт помогает увеличить число действий читателей на сайте, переходы, посещения;
— если речь идет о средствах массовой информации, то аналогично – увеличить трафик, репосты;
— в интернет-рекламе – увеличение дохода;
— в рекламных листовках и плакатах (за пределами онлайн-пространства) подобный прием служит средством удержания внимания на рекламе.
Сутью кликбейта можно назвать провокацию – прочесть, перейти, передать другому. Завладеть вниманием можно различным контентом. Например:
— содержание, которое вызывает реакцию в ответ;
— искажение смысла;
— выбивается из общего стиля содержания всех материалов;
— отличается манерой, стилем, видом подачи информации.
Кликбейт можно еще охарактеризовать, как визуальный информационный материал, который представляет собой гиперссылки, баннеры, фотографии, заголовки.
Самое, пожалуй, важное, что нужно знать о кликбейте: заголовок или лид в основном совершенно не соответствует последующему материалу. Его цель – получить переход.
Такой метод привлечения не приемлют руководители крупных редакций и отделов маркетинга. Такой способ может временно увеличить посещаемость сайта, но сильно разочаровать аудиторию. Тем самым эффект будет разовый. Человек с наименьшей вероятностью захочет когда-либо повторить такой переход. К тому же, люди стали быстрее различать в кричащих заголовках подвох. Поэтому кликбейт приходится использовать более осторожно.
Заголовок для такого материала должен разжечь любопытство потенциальных читателей, оставить недоговоренность и не раскрывать до конца суть. К сожалению, некоторые авторы так и не добираются до этого в тексте. С учетом закона о фейковых новостях, по незнанию и неопытности можно нажить себе неприятностей. Одновременно с попыткой недоговорить в заголовке, случается и сильное искажение смысла, в чем, конечно, и есть суть кликбейта. Но автор с небольшим опытом может не заметить эту тонкую грань.