Анна Коротченкова
То, что у любого материала есть заключительная часть – очевидно. И, казалось бы, какие трудности могут возникнуть в момент ее написания. Но конец статьи или любого другого материала оставляет такое же впечатление от прочтения, как и любая другая его часть.
Те, кто не так давно приобщился к сфере средств массовой информации, могут и не понимать до конца важность хорошей заключительной части. Мы все привыкли с детства, что конец – это итог, просто завершение. Все, как в лучших традициях сказок: принц с принцессой поженились, простолюдин стал королем. Все просто, коротко, ясно. Конец.
А ведь некоторые авторы делают точно также. Они комкают заключительную часть, забывая о ее важности, стараются мыслить и действовать шаблонно. Новости пишут по правилам «перевернутой пирамиды», где самое маловажное находится в конце. Поэтому редакторы без страха и сомнений если и режут что-то, то с конца. Многие читатели бросают читать материал именно к концу, потому что привыкли – ничего интересного они уже там не узнают, а уж тем более нового и важного.
В новостной журналистике это актуально. А вот, если речь идет о мнениях, колонках, статьях и многих других жанрах, то конец должен быть ярким и запоминающимся.
Известный коуч и автор Рой Питер Кларк очень метко и точно определил, что значит заключительная часть для писателя и журналиста. В первом случае автор стремится качественно проработать концовку, а во втором корреспондент старается просто как можно быстрее поставить последнюю точку и сдать работу.
У любого автора есть выбор, как завершить свой материал. Многие сравнивают концовку с музыкальным или книжным произведением, но все же стоит ориентироваться на сформированные профессионалами варианты:
- Замкнуть круг , вернувшись к тому, о чем говорилось в начале произведения.
- Закончить последним местом локации, где происходили вышеупомянутые в материале события. Подходит не ко всем жанрам.
- Конец, как разгадка главной тайны. Это не скучное подведение итогов, а самый лакомый кусок текста – то, ради чего читатель не спускал глаз со страниц.
- Эпилог. История уже завершена, вы все рассказали, но читателям интересно, что было или будет дальше. Многие герои стали уже «своими» и аудитория не готова так просто расстаться.
- Призыв к действию, которое имеет отношение к тематике статьи. Дайте ценные советы. Что-то вроде морали в басне.
- Проще простого: в начале описать проблемы – в конце озвучить возможные решения.
- Банально, но работает: используйте уместную цитату.
- Поразмышляйте о будущем в конце, если материал посвящен событиям прошлого. Можно задать вопросы для размышлений или прогноз какого-либо важного спикера относительно тематики.