1. Пишите интервью на диктофон. Пишите очень важное интервью на два диктофона. Техника может подкинуть вам неприятный сюрприз в любой момент, а если у вас будет запасная диктофонная запись, то вы будете максимально застрахованы. Сейчас не обязательно пользоваться специальным отдельным диктофоном, достаточно приложения «диктофон», установленного на ваш телефон.
2. Пишете на диктофон — это хорошо, но обязательно делайте в ходе интервью записи в блокноте. Имена, фамилии, названия организаций и другие важные детали обязательно отчетливо прописывайте на бумаге и при необходимости переспрашивайте их правильное написание у интервьюируемого. Также на бумаге можно фиксировать важные моменты, которые точно должны войти в интервью, это позволит не забыть о них и будет проще найти их потом в диктофонной записи. Например: «идея бизнеса, про маму, кризис, переезд в Краснодар и т.д.», — такие пометки помогут вам на стадии подготовки окончательного текста.
3. Обязательно нужно произвести предварительный сбор информации о герое интервью. Ситуации, конечно, бывают разные. И у автора этих строк бывали моменты, когда, например, прямо в ходе большого шумного форума товарищ и сотрудник PR-компании просит взять небольшое интервью у директора какой-то компании. Ты стремительно идешь к нему и прямо в пути в течение этой минуты у знакомого спрашиваешь: «название компании?», «чем они занимаются?», «он выступал на этом форуме и если да, то на какую тему?» и т.д. Но чаще всего у вас есть достаточно времени на подготовку к интервью, поэтому поищите информацию в интернете, почитайте его прошлые интервью, соберите больше информации и продумайте свои вопросы.
4. Вопросы подготовьте заранее, но не используйте только их. На какой-то вопрос человек мог ответить ранее и его надо пропустить, другие вопросы могут возникнуть по ходу интервью. Предварительный список вопросов — это костяк, база, вокруг которой будет разворачиваться интервью, поэтому задавайте и другие вопросы, импровизируйте.
5. Не концентрируйтесь на себе, концентрируйтесь на собеседнике. Часто журналисты хотят показаться умными, осведомленными и считают, что вся их миссия в ходе интервью заключается в красивом оглашении вопросов. Образно говоря, задать вопрос — это только запустить тарелочку, по которой потом будете стрелять. Внимательно слушайте ответ собеседника, задавайте встречные вопросы. Не торопитесь задавать вопросы, делайте паузы, это подтолкнет вашего спикера к более детальному рассказу.
6. Если чувствуете, что собеседник уводит интервью в другую сторону, много говорит на другие темы, а полезного в его словах для вас мало, то дождавшись хотя бы маленькой паузы в его речи задайте вопрос, который вернет его в правильное русло. Например, директор завода неустанно говорит про выпускаемую на его заводе продукцию и показывает благодарности от мэрии и правительства. Это здорово, вы радуетесь его достижениям, но фокус вашего интервью не на теме «ах, какое классное предприятие», а, например, на сложностях ведения бизнеса и поддержке государства малому и среднему бизнесу. Поэтому не позволяйте вести вас туда, куда вам совсем не нужно — кивните, удивитесь, похвалите и задавайте правильные вопросы на темы, которые вам нужны и интересны.
7. Не стесняйтесь остановить собеседника, если вам нужно записать что-то важное. Просто скажите «это очень важно, можно я это запишу». Но делайте так только в том случае, если вы не можете записать это, не останавливая человека. Небольшие короткие записи нужно делать быстро, по ходу, надолго не разрывая зрительного контакта.
8. За один раз задавайте только один вопрос. Никаких сложносочиненных множественных вопросов. Если человек не понял ваш вопрос, значит вопрос был задан не правильно. Просто и четко формулируйте свою мысль. Не надо длинных, «умных», непонятных вопросов.
9. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Такие вопросы можно задать только как уточняющие, если вам что-то непонятно или вы хотите окончательно прояснить позицию интервьюируемого. Иначе у вас не будет материала для подготовки нормального текста. Задавайте вопросы, которые требуют подробного рассказа и пояснений.
10. После проведения интервью не оставляйте свои записи надолго, не откладывайте финальную обработку. Спустя пару дней вы будете вглядываться в свои записи и не понимать, что означает «диван идея». Память порой нас подводит и вы можете не вспомнить, что в горячке проводимого интервью это означало «Идею бизнеса ему подкинул родной дядя, когда однажды они играли в шахматы, сидя на диване». Опять же не стоит надолго откладывать подготовку финального текста по той причине, что лучше писать пока вас это интересует, вы горите этим делом, а потом огонек может угаснуть и интереса к этой работе у вас будет значительно меньше.