Автор англоязычной статьи — ДАМИАН РЭДКЛИФФ, перевод Школы журналистики. Согласно новому исследованию We Are Social и Hootsuite, в мире насчитывается 3,8 миллиарда пользователей социальных сетей.
«Почти 60% населения мира уже онлайн, — говорит Саймон Кемп, главный аналитик DataReportal (который подготовил исследование), — последние тенденции показывают, что более половины всего населения мира будет использовать социальные сети к середине этого года».
При таком охвате использование социальных сетей имеет большое значение для большинства журналистов, как с точки зрения сбора историй, так и их распространения. Это быстро меняющееся пространство, поэтому журналисты должны быть в курсе тех проблем и возможностей, которые предоставляет интернет-пространство социальных сетей.
Ниже приведены шесть вопросов и соображений для журналистов в 2020 год
- Дезинформация
Основная проблема для пользователей социальных сетей заключается в том, что дезинформация обычно выглядит точно так же, как и реальные новости в вашей ленте. В результате, на первый взгляд, журналистам и простым пользователям интернета может быть очень трудно отличить факты от вымысла.
В результате нам всем нужно подумать, прежде чем что-то писать или публиковать на своей страничке или пересылать информацию в мессенджере, проверить происхождение материалов, которыми мы делимся или использовать в нашей работе, и знать о новейших методах, используемых для распространения дезинформации, теорий заговора и тому подобного.
Чтобы решить эту проблему, предлагаем прислушаться к 11 советам Национального общественного радио «О средствах массовой информации», которые являются полезной отправной точкой. Углубившись вглубь, я настоятельно рекомендую учебные материалы и информационные бюллетени, выпущенные First Draft, всемирной некоммерческой организацией, специализирующейся на дезинформации и других тенденциях в СМИ. Это ценные ресурсы, с которыми должны быть знакомы все журналисты.
- Оружие социальных сетей
Распространение дезинформации может быть случайным, например, когда люди делятся историями с сатирических сайтов, таких как The Onion, но предполагают, что они правдивы.
Кто может их винить? Иногда правда страннее, чем вымысел. Помните историю прошлого года о том, что президент Трамп хотел купить Гренландию? Вы не могли бы придумать это!
Однако обмен этой информацией не всегда является случайностью. Мы также видим использование социальных сетей государственными субъектами и оппортунистами с намерением повлиять на то, что мы видим, и на наш взгляд на мир вокруг нас. Этот тип онлайн-активности, движимый как финансовыми, так и идеологическими мотивами, будет только усиливаться.
Это означает, что потребители новостей и производители должны быть более грамотными в средствах массовой информации, чем когда-либо.
Как журналисты, мы должны уметь исследовать источники новыми и более изощренными способами. Эти требования будут только увеличиваться по мере того, как глубокие подделки и другие методы манипуляции станут более продвинутыми.
- Проблемы конфиденциальности
Журналисты и все, кто пользуется социальными сетями, должны знать о возможных последствиях того, что они говорят в Интернете. Эти места не защищены от посторонних, и действия, предпринимаемые в этих местах, не без последствий.
Например, в Египте и Объединенных Арабских Эмиратах люди были заключены в тюрьму за публикации в Интернете и сообщения WhatsApp .
И это не только то, что вы лично говорите онлайн, вы также можете быть затронуты ассоциацией.
В прошлом году новичку из Гарварда Исмаилу Аджави, палестинцу из Ливана, первоначально было отказано во въезде в Соединенные Штаты, предположительно из-за сообщений в социальных сетях от его друзей из Facebook, которые выразили политическую оппозицию США. Аджавай в конечном итоге был допущен в страну и приступил к своим занятиям.
- Переход к закрытым сетям
Из-за этих тенденций мы наблюдаем рост самоцензуры , поскольку потребители все более настороженно относятся к тому, что они говорят и публикуют в Интернете.
В США исследование исследовательского центра Pew выявило желание избегать спорных разговоров или выражения мнений, которые могут быть в меньшинстве.
В другом случае разговоры перемещаются в закрытые сети, такие как группы WhatsApp и каналы Telegram, из-за их шифрования и ощущения, что эти каналы могут обходить цифровое прослушивание.
Ключевой проблемой для журналистов является то, что разговоры переходят из открытого Интернета в закрытое пространство. Получить доступ к этим дискуссиям нелегко, и если вы получаете доступ, идентифицируете ли вы себя как журналиста? Это искажает разговор и, в некоторых случаях, создает риски для вашей личной безопасности?
- Учитывайте наличие фильтров
Технологические платформы призваны показать нам больше того, что, по их мнению, нам нравится, а не то, что нам нужно. По сути, ваша новостная лента в Твиттере, Фейсбуке или Инстаграме — гигантский рекомендательный аппарат. Эти рекомендации основаны на том, что платформа думает, что вы хотите, что затрудняет узнавание мнений, которые отличаются от наших.
Для журналистов это означает, что мы должны напоминать себе, что онлайн-дискуссии не являются репрезентативными для населения в целом, и что они глубоко фильтруются как алгоритмами платформы, так и тем, что люди предпочитают публиковать.
Как рассказчики, мы должны усердно работать, чтобы разобраться в разных точках зрения. Социальные сети — это инструмент, который помогает нам в нашей работе, но традиционные методы выявления и построения отношений с источниками остаются такими же актуальными.
Это особенно актуально в странах и регионах, где многие голоса и опыт остаются неуслышанными в социальных сетях, либо потому, что люди не имеют доступа к технологии, либо они не понимают, как ее использовать.
Социальные медиа являются дополнением к инструментам и методам, которые журналисты всегда использовали, но не заменяют их.
- Куда инвестировать свое время и энергию
«В 2020 году пользователи Интернета в мире потратят в общей сложности 1,25 миллиарда лет в Интернете», — сказал Саймон Кемп, — «более трети этого времени будет потрачено на социальные сети».
Последний вызов для журналистов и организаций СМИ — понять, где аудитория тратит это время — и последствия этого.
Средний пользователь интернета имел в среднем 8,5 учетных записей социальных сетей, согласно данным GlobalWebIndex в 2018 году, по сравнению с 4,8 учетными записями социальных сетей в 2014 году. Однако способы распределения времени между этими платформами различаются. Хотя Facebook является лидером на рынке, время, затрачиваемое на различные сети, меняется в зависимости от демографии и страны.
Более того, поскольку каждая платформа имеет свои особенности, стратегии социальных сетей, которые работают для одной платформы, не обязательно работают для другой.
В результате углубление в данные DataReportal, GlobalWebIndex, Digital News Report и других источников имеет жизненно важное значение, если вы хотите понять местные тенденции и их последствия.
В ограниченном по времени новостном отделе вы не можете быть повсюду в Интернете, поэтому наряду с более широкими тенденциями, описанными в этом выпуске, определение того, где находится ваша аудитория — и чего они хотят от своего времени на данной платформе, — крайне важно для успеха в социальных сетях.
Дэмиан Рэдклифф — профессор журналистики Кэролайн С. Чемберс в Университете Орегона, сотрудник Центра цифровой журналистики Тау при Колумбийском университете, почетный научный сотрудник Школы журналистики, медиа и культуры Кардиффского университета, а также сотрудник Королевского общества поощрения искусства, производства и торговли (RSA). Первоначально он представил некоторые из этих мыслей на Международном семинаре ООН по СМИ о мире на Ближнем Востоке в 2019 году.