Рекомендации журналистам BBC и комментарии Школы журналистики.
Заметка для интернет-сайта — это совсем не то же самое, что обычная газетная статья. Веб-читатель — натура капризная: пробежится глазами по странице в поисках нужной информации и, если быстро ее не найдет, скорее всего, перейдет на другой сайт, советует Роб Лиддл. Поэтому дайте им то, что они ищут, в самом начале. Подумайте, как бы вы стали рассказывать свою новость в переполненном, шумном месте — с чего бы вы начали? Зачастую именно таким и будет первый абзац онлайн-заметки.
Действительно публикации в интернете и в печатном издании – отличаются. Газету читатель уже приобрел, так или иначе он пробежится глазами по всем материалам. В интернете всё происходит быстрее, поэтому сразу сообщите самое главное, не разводите долгих прелюдий. «В Москве задержали злоумышленника, который пытался пронести взрывное устройство в здание железнодорожного вокзала» или «В Калининград прибыл президент РФ Владимир Путин. В ходе рабочего визита он посетит такие-то объекты и подпишет такое-то соглашение». Сообщайте в самом начале самое главное.
Заголовок
Читатель пробежится по главной странице веб-сайта, в первую очередь обращая внимание на заголовки. Удачный заголовок точно отражает то, о чем пойдет речь в заметке. Поэтому убедитесь в том, что ваш заголовок не вводит аудиторию в заблуждение.
Заголовок интернет-материала должен отражать главную мысль текста. Это не должно быть красивое словосочетание, пригодное для публикации в печатном издании. Еще раз вспомним о различиях в заголовках. Бывают номинативные и предикативные заголовки. Номинативные – это те, что более всего подходят для печатных изданий и состоят из двух-трех слов. Предикативные заголовки – это полные предложения, они хороши для интернета (информационное агентство, сайт и т.д.)
Будьте краткими
Онлайн-статьи должны быть относительно короткими, поскольку воспринимать информацию на экране компьютера или дисплее мобильного телефона гораздо сложнее, чем на бумаге. Как правило, нет необходимости давать подробную предысторию той или иной темы, поскольку чаще всего мы можем просто дать ссылку на другие материалы, опубликованные на нашем сайте ранее. Если ваша заметка состоит из нескольких смысловых частей, можно разбить ее на фрагменты, озаглавив каждый из них для легкости восприятия.
Недаром говорят «краткость – сестра таланта». Но если Ваш доход зависит от количества знаков в материале (такое бывает очень редко для авторов, пишущих для веб-сайта, обычно оплата фиксированная), то сохраняйте баланс – пишите в рамках рекомендуемого редакцией объема статьи, но пусть это будет верхняя планка, то есть достаточное количество знаков для приличного размера Вашего гонорара.
Внесите колорит
Радио и телевидение позволяют видеть или слышать участников той или иной истории. С текстом дела обстоят по-другому. «Оживить» говорящего в заметке помогут его же слова. Используйте яркие цитаты, которые украсят историю деталями и привлекут внимание читателя.
Не повторяйте моей ошибки. Я заметил, что мои ранние статьи были более «живые» и интересные, нежели сейчас, когда у меня десятилетний опыт написания текстов. Всё дело в том, что со временем журналист может начать писать шаблонно, он начинает готовить материалы как пирожки выпекать. Постарайтесь быть одновременно и профессионально точными — цифры, факты, цитаты, и добавьте «изюминку», колорит, заинтересуйте чем-то читателя. Это вполне может быть интересная удачная фраза героя Вашего материала.
Перепроверяйте
Ваша главная цель — подать информацию в четкой и понятной форме. Поэтому перед публикацией на сайте любой материал необходимо вычитывать. Следите за пунктуацией и орфографией — ошибки в тексте сразу бросаются в глаза.
Перечитывать свой материал необходимо в любом случае – пишите ли Вы для своего блога, печатного или интернет-издания. Я заметил, что ошибки и неточности лучше бросаются в глаза с бумажного носителя. Поэтому стараюсь распечатывать важные статьи на лист бумаги и далее уже вычитывать. Кстати, все корректоры предпочитают работать именно так – читают газетные полосы в распечатанном виде.
Оформление заметки
Задумывайтесь о том, как ваша заметка будет выглядеть на сайте. Пусть вы написали захватывающую историю, но если этот материал появится на экране сплошным текстом, вряд ли он захватит внимание читателя. Используйте фотографии, врезки (блоки дополнительной информации к заметке), выделяйте наиболее яркие цитаты.
Хорошей тренировкой станет ведение собственного блога в интернете. Поупражняйтесь – задумайте тему, накидайте на листе бумаги или в голове структуру будущего материала. Найдите удачные иллюстрации и т.д. Я всегда советую начинающим журналистам и студентам журфаков писать, писать и еще раз писать. И не стесняясь работать с разными изданиями, пробовать и учиться на собственном опыте.
Творческий подход
Как лучше всего подать материал в интернете? Нужно ли писать текст в тысячу слов длиной, если можно использовать картинки, аудиоклипы или видео? Интернет позволяет нам использовать разные средства и сочетать различные подходы. В чем секрет успеха? Обращайте внимание на публикации на Би-би-си или других новостных сайтах. Выберите наиболее удачный, на ваш взгляд, материал и попытайтесь понять, в чем секрет его успеха. Выясните, что пользуется наибольшей популярностью у читателей — знать такую статистику очень полезно.
Больше читайте. Подмечайте, что Вам понравилось. Подумайте над тем, как бы Вы написали этот текст и в каком материале подмеченный удачный прием был бы очень кстати. Удачи Вам!
А фотожурналистика вас интересует? У нас есть отличный курс — тут всё написано. Разбираем всё подробно — основы журналистики и фотожурналистики, подписи к фотографиям, разные жанры и лайфхаки. Например, как правило, фотографии фоторепортажа надо будет подписать, чтобы лучше рассказать свою фотоисторию. Поэтому кто-то должен сразу записать много деталей (журналист или фотожурналист) – имя/фамилию и должность выступающего, затраченную на строительство сумму, имя веселого мальчика с мячом и многое другое.
Как и в случае с иллюстрацией к тексту, при подготовке к фоторепортажу продумайте заранее какие моменты можно спрогнозировать, какие ключевые объекты и моменты можно будет запечатлеть на фотографиях. Тренер нашей Школы журналистики много работал в странах Центральной Азии. Если, например, нужно было сделать фоторепортаж о праздновании Наурыза, то он уже заранее планировал много кадров: праздничные гуляния на городской площади, дастархан с блюдами, юрта, девушки в национальных костюмах, выступление акына, национальные игры и многое другое.