Использование лишь одного или двух СМИ в качестве главного, а порой единственного источника информации, приводит к тому, что аудитория видит картину мира через отбор, который проводит СМИ. Происходит миллион событий, но в сферу внимания читателя/зрителя вводят лишь те события и их интерпретацию в той форме, которые СМИ выбрало для трансляции.
Наряду с фактором отбора информации, существует не менее важный источник манипулятивной силы СМИ — слово. Возможность выражать мысль с помощью различных словосочетаний позволяет одному человеку воздействовать на восприятие окружающей действительности другим человеком. Если, например, западная пресса писала о том, «что в начале апреля 2017 года Асад применил химическое оружие в Хан-Шейхуне”, то российские СМИ писали, что “ударами авиации сил Асада были разрушены склады оппозиции, где находилось химоружие”.
Интерпретация фактов может выражаться в том, как назвать то или иное событие или процесс: одни могут говорить о «безработице», другие о «неполной занятости». Поэтому важно умение видеть факт, то есть свершившееся событие, и отличать его от мнения, уметь распознавать интерпретацию факта.
Факт (лат. Factum свершившееся) — знание, в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Мнение — суждение, точка зрения или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов и эмоционального отношения к ним.
Факт, это то, истинность чего доказывать нет необходимости, это то, что является всем известной истиной, либо можно легко проверить. Таким образом, сталкиваясь с фактом, наше сознание не напрягается, чтобы понять, верить этому или нет, а воспринимает его без особой критики, как данность. Установлено, что, если среди определенного количества фактов, вдруг примешиваются мнения, то они воспринимаются с меньшей критичностью.
Например: Сейчас утро, вы изучаете новый материал, материал «ресурсная книга по медиа и информационной грамотности». Без этих знаний Вы не сможете верно принимать решения. После трех высказываний, которые не вызывают сомнений, четвертое легче воспринимается как данность, нежели, если бы оно было озвучено отдельно или в ряду подобных мнений. Но в действительности четвертое высказывание не является неоспоримой истиной.
Манипулятивные возможности СМИ заключены также и в необходимости интерпретировать факты, комментировать их. Здесь все определяет уровень социальной ответственности журналиста: в какой контекст он включит факты, какими словами опишет их, что подчеркнет, о чем умолчит, как оценит. Здесь инструментом манипуляции также может выступать язык ненависти или вражды. То, какими словами будет описано событие, какая будет дана ему оценка, вызовет у читателя/зрителя определенные эмоции.