Анна Коротченкова
У многих журналистов словарный запас настолько большой, что в нем уживаются не только свежие незамыленные речевые обороты, но и уже обросшие мхом так называемые штампы. Есть очевидные, а есть и те, что сразу не бросаются в глаза и кажутся уместными. Как, например, в первом предложении этой статьи.
Заподозрить и вычислить
Штамп в прямом своем значении — это некий инструмент для массового, серийного производства. В переносном смысле при использовании этого слова мы подразумеваем какое-либо устойчивое слово или словосочетание, которое встречается в тексте или речи. Как правило, это зашоренное выражение, которое уже покрылось многовековой пылью, но почему-то до сих пор часто употребляется. Такая формула речи уже является ошибкой, если используется профессиональным журналистом.
Атака клонов
Копирайтеры чаще других попадают в этот речевой капкан. Работая по заданию, когда нужно набрать определенное количество знаков в статье, приходится добавлять много «воды». Тогда длинные речевые штампы помогают дополнить текст вводными конструкциями. Тогда как правильно и уместно, наоборот, сократить текст, чтобы читатель действительно понял о чем идет речь. Многие выражения, которые часто встречаются в рекламе, становятся штампами в короткие сроки. Например, » в короткие сроки» один из них. Выражение лучше заменить на слово «быстро». Таким образом эти маркетинговые «штучки» проникают в нашу разговорную речь, и оттуда распространяются, в том числе и в тексты авторские. Чтобы ваша оригинальная работа не пропахла ароматом нового лосьона из рекламы, нужно уметь определять и искоренять подобные выражения.
Знать врага в лицо. Примеры распространенных штампов.
Определить такие фразы достаточно просто. Если вы слышали это выражение не раз, и не два, скорее всего это штамп. Например, эти:
Без шума и пыли
Правильный выбор
Горят глаза
На вес золота
Ни для кого не секрет
Вершина айсберга
Отличается оригинальностью решений
Не имеет аналогов зарубежом
Сомнительное удовольствие
Высокие темпы роста
Воссоздать атмосферу
Огнеборцы
Широкий ассортимент
Окунуться в атмосферу
Заверили
Затрону также вопросы
Состоялась очередная встреча
Комплекс мер
Из достоверных источников стало известно
Ваша прибыль увеличится
Ведущий производитель
Выгодные условия
Вы будете приятно удивлены
Гарантированный результат
Будьте собой
Все эти выражения были популярны не просто так. Они действительно окрашивали речь и добавляли нужные оттенки. Но как хороший анекдот, рассказанный много раз, уже перестает быть смешным. Не бойтесь использовать литературные тропы в своем стиле, но только чтобы они действительно передавали суть вашего информационного сообщения читателю. Именно в этом случае они добавят новых красок и экспрессии вашей работе. Для самопроверки попробуйте найти такие обороты в этой статье, они заведомо спрятаны в предложениях. Сколько насчитали?