Анна Коротченкова
Есть такой тип людей, которые любят читать большие статьи, погружаться в тему вместе с автором и как можно дольше оставаться на странице публикации. Поэтому писать длинные интересные статьи журналист тоже должен уметь.
Однако написать такой текст сложно, а вот испортить вполне легко. И речь идёт не о количестве букв и не совсем о содержании самого материала. Вся соль в подзаголовках.
Подзаголовки помогают читателю, да и писателю, окинуть беглым взглядом всю статью. Читатель поймёт сможет ли он почерпнуть из неё что-то новое, а автор проверить соблюдение последовательности в изложении материала.
Но это далеко не все функции подзаголовков. Они по сути прерывают текст и дают читателю время переосмыслить отрывок, в котором закончилось изложение конкретной идеи, посыла. Кроме того, подзаголовок готовит читателя к тому, что он сейчас прочтёт в тексте и позволяет настроиться на получение новой информации. Поэтому эта короткая фраза должна быть максимально удачно подобрана, чтобы завладеть вниманием читателя и, чтобы он захотел читать дальше. А ведь может быть и наоборот, если журналист поставил этот подзаголовок для галочки — чтобы был.
Согласно исследованиям, большинство читателей, особенно интернет-изданий, не вчитываются, а сканируют текст. Задача журналиста расставить как можно больше зацепок-ловушек, чтобы читатель начинал именно читать и дольше оставался на странице. Ведь для многих интернет-изданий время пользователя, проведённое на странице, идёт в статистку качества СМИ.
Ещё подзаголовки — лучшие помощники в написании текста статьи. Многие специалисты советуют с них и начинать. Это помогает составить план и структурировать материал ещё до начала написания. Собственно, план статьи и есть будущие подзаголовки. Зачастую они даже точно совпадают в формулировках.
Как же сделать так, чтобы угодить и читателю, и своим журналистским задачам? Существуют нехитрые правила написания подзаголовков.
1 Заголовок должен интриговать. В нем должен быть явный намёк на то, о чем пойдёт речь в материале, но ни в коем случае не выдавать все и сразу. Но тут нужно быть осторожным. Многие представители желтой прессы грешат использованием контекста материала и выносят в подзаголовок громкие заявления, которые переворачивают и искажают факты.
2 В подзаголовке, как и в заголовке статьи, лучше всего использовать глагольные конструкции. Такой приём побуждает читателя к действию, при том, что речь идёт о действиях по сути третьих лиц.
3 Желательно соблюдать единый стиль подзаголовков.
4 Избегать фраз, где нужно использовать знаки препинания. Точки в конце подзаголовка точно быть не должно.
5 В подзаголовок можно вынести цитату спикера, если таковой занимает центральное место и значим для материала.