Анна Коротченкова
Работа в «горячих точках» и пугает, и привлекает многих корреспондентов. Передавать информацию с мест военных действий — огромный риск и ответственность. Но помимо этого велика и невероятная ценность добытых сведений. Не существует универсального рецепта, как сохранить свою жизнь в таких условиях, но есть некоторые постулаты, которые могут снизить риски. Некоторые профессионалы, которые сами прошли через подобные репортажи, говорят, что многие корреспонденты погибают именно из-за пренебрежения правилами безопасности. А хороший журналист — живой журналист и никакой сенсационный репортаж не стоит человеческой жизни.
В зоне вооруженных конфликтов может произойти что угодно, поэтому к базовым качествам журналиста относятся быстрота реакции и гибкий склад ума.
Профессионалы сформулировали советы, которые помогут сохранить жизнь военному корреспонденту.
- Нельзя расслабляться даже рядом с теми, кому доверяешь. Отсюда же вытекает сразу следующий совет — никому не доверять. При этом важно установить хорошую связь с кем-либо из главнокомандующих армии, кто бы мог помочь беспрепятственно выполнять свой журналистский долг.
- Нужно вовремя включать инстинкт самосохранения. Некоторые журналисты ради сенсации и под действием адреналина забывают о ценности своей жизни. Нужно бояться. Если журналиста уже не пугает свист пуль над головой, то стоит на время покинуть зону военных действий. Страх — основной спусковой механизм инстинкта самосохранения.
- Бесстрашие делает военного репортёра уязвимым перед лицом опасности. Нужно соблюдать требования военных, не перечить и не выражать недовольства во время досмотров и каких-либо специальных требований.
- Журналистов могут подозревать в шпионских действиях, поэтому лучше не провоцировать своим поведением и избегать спорных ситуаций. Сюда же относится адекватное поведение и в плане сбора трофеев. Многие репортёры собирают гильзы в качестве сувениров.
- Не стоит кичиться своей профессией, даже если журналист очень гордится своей работой. Лучше слиться с гражданскими в тех случаях, когда это возможно.
Если журналист чувствует себя готовым к подобным репортажам, то ему следует разобраться во многих нюансах. Первое и очевидное — нужно понять как добраться до места назначения. Проще всего полететь на борту самолета МЧС, Минобороны, гуманитарной помощи. Добираться вместе с военными — ещё одна возможность установить нужные связи для дальнейшей работы.
После прибытия нужно получить аккредитацию, познакомиться и взять контакты военного руководства, гражданской администрации, местных представителей службы работы со СМИ.
Права журналиста не могут противоречить уставу войск, а в моменты особого военного положения и контртеррористических действий права и действия гражданских лиц на территории боевых действий могут ограничить.
Нередко действия прессы стремятся ограничить на законных основаниях во избежание утечки информации в тыл врага. Ведь сведения о численности армии, применяемом оружии, тактике ведения боевых действий вражеская сторона может получить из прессы. А как известно, в век молниеносного распространения информации, за деятельностью всех журналистов проследить невозможно.
При этом орган, который аккредитовал корреспондента должен отвечать за его безопасность, а репортёр в свою очередь, выполнять предписанные аккредитацией правила. За уклонение от их исполнения журналиста могут отстранить от работы в зоне военных действий и даже заставить покинуть территорию.
На фото- и видеосъёмку необходимо также получить предварительное согласие. К этому же относится и запись происходящего на диктофон. При этом согласовать нужно и непосредственно с человеком, которого журналист хочет снимать.