Некоторые издания берутся за публикацию абсолютно всех новостей, независимо от того, насколько большую аудиторию это коснётся. Журналисты, не желающие глубоко копать, берутся за все, приходящие и размещенные пресс-релизы. Пожалуй, это самый простой способ быстро и без дополнительных проверок написать новость – переработать пресс-релиз.
Однако не во всех изданиях такой подход к работе допустим. Редактор обязательно потребует, чтобы новостная заметка соответствовала требованию трех вопросов: это важно, есть ли что-то новое, это интересно? Если ответ находится не на все три вопроса, то, скорее всего на новость этот материал не потянет.
Встречаются, конечно, умелые репортеры, которые могут довести новость до ума. Главное, чтобы она не превратилась в газетную утку. А вот взять вроде бы незначительное известие, позвонить во все необходимые инстанции, поговорить с очевидцами и спикерами, взять комментарии у авторитетных спикеров, то, вернувшись к трем проверочным вопросам, есть вероятность получить положительный ответ на все.
Важно понять, что же такое новизна. Во всяком случае, если мы о ней говорим, то в будущей информационной заметке она должна быть ощутимой. Это может быть что-то совсем новое. Например: в страшном ДТП погибло пять человек. А может быть новое дополнение, которое настолько само по себе вносит поправки или детали в предыдущее информационно сообщение, что имеет право быть самостоятельной новостью. Например. «Никто не пристегнулся»: сестра погибшего в страшном ДТП рассказала подробности. Соответственно, и в первой, и во второй новости речь идет об одном и том же событии. При этом информация совершенно разная, потому что второе сообщение дополняет первое таким образом, что читатель узнает о событии намного больше, а иногда ситуация и герои предстают в совсем новом свете. В газетной журналистике новость живет один день, на радио – пару часов, а интернет-изданиях и того меньше – всего несколько минут.
Не менее важна для новости и значимость происходящего, которое фигурирует в новости. Бывает так, что одна и та же информация для одних – сенсация, а для других – «не стоит и взглядом пробежаться». Значимость новости зависит от масштаба аудитории, чьи интересы она затронет. Чем больше людей волнует вопрос известия, тем более оно значимо. На начальных этапах работы обязательно нужно советоваться с редактором, прежде чем взять в работу какой-либо материал. Человеку с небольшим опытом в журналистике будет сложно оценить и предугадать, как «зайдет» новость. В некоторый ситуациях можно посоветоваться просто с опытными коллегами, которые могут по опыту сказать, насколько информация подойдет для новости.
Анна Коротченкова