Отличить пиар от журналистики – задача на первый взгляд простая, а на второй – сложная. Ведь, чтобы сказать о чем-то более точно, нужно углубиться в анализ. Поэтому нельзя однозначно сказать, что эти сферы отличаются или не отличаются. У них есть то, что пересекается и что нет.
Во-первых, задача журналистики – освещение текущих событий и передача максимально объективной картины. А у пиара другая задача – создать имидж тому или иному предмету, или явлению. При этом даже у пиара и рекламы есть отличительные черты. Стоит рассмотреть все в разрезе и сравнении.
Начнем с целей. В журналистике цель – отразить происходящее и провести максимально объективный анализ, отобразить острые социальные проблемы с целью их разрешения. В пиаре среди целей основное место занимает создание позитивного имиджа, а также разрешение сложных ситуаций относительно имиджа. В рекламе целями считают: создание брендов, управление ими и увеличение продаж услуг и товаров.
Следующий пункт сравнения – объект. В журналистике это социально важная информация и факты (независимо от того, позитивные или негативные они). В пиаре – только положительная репутационная информация. В рекламе – позитивная информация о товарах и услугах.
Функции сферы. Для журналистики основные: коммуникации, ценностно-ориентирующие, организационные. Для пиара: коммуникативные, информационные, консультативные. Для рекламы: коммуникационные, стимулирующие, культурно-образовательные.
Основным методом в журналистике следует выделить убеждение. В пиаре – убеждение и внушение, а в рекламной сфере чуть больше: внушение, убеждение, создание позитивных образов компании.
Сравнить нужно и основные каналы распространения. Для журналистики это: печатные издания, радио, телевидение, интернет. Для пиара: средства массовой информации, мероприятия развлекательного и информационного характера на разных площадках, интернет. Для рекламы: СМИ, сувенирная продукция, раздаточные материалы, интернет.
Существенное различие и в заказчиках. В СМИ это: социум, учредитель, редактор. В пиаре: руководящий состав предприятий, лидеры организаций, в том числе общественных. В рекламе: заинтересованные в увеличении оборота продаж структурные подразделения компаний.
Должности каждой из трех сфер называются по-разному. В журналистике: корреспондент, репортер, журналист. В пиаре: пресс-секретарь, пиар-специалист, пиар-менеджер. В рекламе: копирайтер, менеджер по рекламе, smm-менеджер.
Конечно, отличаются и жанры, в которых пишут специалисты и авторы. Для журналистики основные жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Для пиара: пресс-релизы, информационные письма. Для рекламы: рекламные статьи, тексты для раздаточных материалов.
Анна Коротченкова