Эта фотография распространяется в интернете в социальных сетях и мессенджерах с подписью «делая это фото, журналист попросил эту сирийскую девочку улыбнуться…» Фото, действительно, очень сильное и бьёт зрителя прямо в сердце. Но настоящий журналист — существо сомневающееся, поэтому мы слегка проверили достоверность изображения и подписи к нему.
Поиск похожих изображений в Гугле показал, что фото распространяется в интернете давно и существуют десятки его копий, при этом подпись всегда говорила о сирийской девочке и журналисте, который зачем-то попросил её улыбнуться.
Но на одном из англоязычных форумов (который сам по себе не является надежным источником информации, но на нем могут быть написаны убедительные аргументы в пользу той или иной версии, а также ссылки на первоисточник) была ссылка на первоисточник фотографии — сайт международного агентства «Рейтер». Это очень надежный источник в том плане, что это агентство ни при каких условиях не будут публиковать чужое фото и придумывать к нему подпись.
Оказывается, фотография была сделана в 2017 году в Ираке, а не в Сирии. Подпись к фото гласит: «Девочка из Ирака, которая бежала из дома, плачет во время битвы между иракскими войсками и боевиками Исламского государства возле Бадуша». Сделал снимок стрингер, то есть внештатный фотокорреспондент агентства «Рейтер». Никакого упоминания про то, что он попросил её улыбнуться, нет.
В этой же серии фотографий опубликованы и другие фото, которые вы можете посмотреть в этом слайд-шоу.
Рейтер — одно из нескольких самых крупных мировых агентств новостей. Действуют они с пятидесятых годов 19-го века. Интересный факт: агентство в 2015 году запретило своим фотокорреспондентам использовать формат фотографий RAW, позволяющий их сильно корректировать в графических редакторах, теперь фотокоррам нужно использовать только оригиналы фотографий в формате JPEG.
Фотожурналистика имеет много особенностей, но она использует и приемы композиции, как и в других видах фотодела. Например, планы. Снимайте разные планы, в том числе средний и дальний. Ситуации бывают разные. Последствия ЧП (пожар, сход вагонов с железнодорожных путей и т.д.) хорошо снимать как дальний план, «показывая объекты и действие в окружающем пространстве».
На практике снимаете вы, например, сельскохозяйственную ярмарку. Фотографируйте все планы, потом выберите хорошие снимки. Пусть на фотографиях будет и массовка, и продавец с сыром, и фирменный логотип на сыре на сверхкрупном (детальном) плане. Кроме крупного, среднего и дальнего плана некоторые источники выделяют и другие планы, разбивая их на подгруппы.
Или обрамление. Можно создать на фотографии естественную рамку. Например, из кроны деревьев или арки.
Движение слева направо. Мы пишем и читаем слева направо. Скорее всего, по этой причине нам приятнее воспринимать движение слева направо, а не наоборот. Поэтому пусть на фото люди идут слева направо и машины едут слева направо.
Все эти советы – не попытка загнать вас в кем-то придуманные стандарты, просто так фото становятся лучше, интереснее. Вы можете рвать шаблоны, экспериментировать и наблюдать что получилось. Приглашаем вас пройти обучение на онлайн-курсе «Фотожурналистика«.