Волонтеры Школы журналистики задали несколько вопросов телеоператору, профессионалу своего дела и просто интересному человеку Алексею Иванищеву, который в данное время проходит у нас обучение.
— Как получилось, что будучи по профессии телевизионным инженером, Вы стали телеоператором?
— Просто взял в руки неисправную видеокамеру, сделал её, и стал снимать картинку. Потом была смена работы, где моему желанию стать профессиональным оператором поспособствовало руководство. Я пришел и сказал, что хочу снимать.
— Почему Вас привлекла не другая специальность на ТВ, например, журналист, режиссер, продюсер?
— С сочинительством было всегда трудно, режиссеров как таковых на телевидении маленького города не было, были монтажеры. А работа оператором очень быстро затянула. Ты никогда не сидишь на месте, всегда в центре события, ты — его свидетель. Будь-то губернаторский прием или рейд ГИБДД. Также очень приятно слышать свое имя в новостях. Это тщеславие, конечно.
— Какое самое запоминающееся событие было в вашей работе?
— Первая и последняя съёмки. Первая – я снимал материал к сюжету о молодёжном форуме. Среди приглашенных гостей был родной брат известного артиста Алексея Гомана – Евгений. Потом конечно же было много съёмок и многие известные люди попадали в мой объектив – артисты театра, певцы, политики… А последняя съёмка была к сюжету о дне работника ЗАГСа. Когда ты видишь «тётю из ЗАГСа» на брачной церемонии, то это один человек. А мы застали работников отдела в обычный, непраздничный день. И я увидел этих женщин за офисными столами, среди пачек с бумагами и документами.
— Что самое сложное было в работе ?
— Для меня самым сложным были совместные съёмки. Это когда на событие приезжают несколько съёмочных групп. Эта вечная борьба фотографов и операторов. Бывали случаи, когда чуть до рукоприкладства не доходило…
— Учиться операторскому мастерству обязательно или же достаточно практики?
— На практике и происходит учеба. Те же совместные съёмки. Они помогли мне развить чувство локтя, понять, что ты не один на съемке, есть и другие операторы, которым тоже важно получить качественную и интересную картинку. Также обязательным считалось просматривать новости других каналов, особенно федеральных. С коллегами мы обсуждали, как можно было снять тот или другой план иначе. Я прочитал немало литературы по профессии. Самой полезной оказалась «Мастерство оператора-документалиста» Медынского. А первыми книгами были «Монтаж» Алексея Соколова и «Как стать медиатворцом» Константина Гаврилова.
— Что дал Вам опыт работы оператором?
— Я стал более раскованным в общении человеком. Потому что ты находишься во взаимодействии с журналистами, и теми, у кого берёте интервью. Нужно спросить у коллеги-журналиста, что снимаем, как он видит сюжет. Отчасти, исходя из его пожеланий, и делается картинка. Также очень здорово было натаскивать молодых операторов. Уча других, сам учишься. Как-то раз привел на студию своего трехлетнего сына. Он взял камеру, покрутил ручки, понажимал кнопки, потом говорит : «папа, я хочу как ты снимать».
— Что ждет профессию оператора через несколько лет?
Судя по тому, что на некоторых современных каналах оператор – это ещё и журналист, произойдёт объединение профессий. Будет не столь важно как снято, а то, что снято. Ведь событие имеет ценность только в первые 30 минут. Потом оно становится историей.