Назовем некоторые тенденции, которые начинают преобладать в последние годы и которые, безусловно, будут играть всё большую роль в будущем.
Виртуальная реальность (VR). Человек одевает шлем и видит, например, Гранд-Каньон, аудиторию МГУ или строение атома. Он может смотреть в разные стороны, перемещаться, взаимодействовать с виртуальными объектами. Эта технология стремительно набирает популярность. Сейчас VR-шлемы стоят дорого и они недостаточно удобны, а в ближайшем будущем это будут удобные и недорогие VR-очки. И, как всегда, СМИ хватаются за любую набирающую популярность новинку. Не далек тот день, когда посетитель сайта сможет не только прочитать про теракт и посмотреть фотографии, но и виртуально пройтись по месту, где произошло ЧП.
Дополненная реальность (AR). Это разновидность виртуальной реальности. Тот же шлем, но на дисплее вам показывается то, что действительно находится перед вами, плюс картинка дополняется виртуальными объектами. Например, вы видите свою комнату, но на стуле сидит Петр I, который рассказывает о событиях тех лет. Или, смотрите на самолет, и видите его внутреннее устройство. Простой пример использования этой технологии журналистами: на мероприятии вы смотрите на спикера, система распознает его лицо и на экране всплывает подсказка: «бывший глава МВД такой-то, ныне руководитель общественного фонда такого-то».
Развлекательный контент. Об этом мы уже говорили в наших уроках. СМИ и развлечения сливаются воедино. Люди хотят читать и смотреть легкий и интересный контент, а средствам массовой информации нужна аудитория. Поэтому будет еще больше ток-шоу, юмористических программ, викторин и т.д. К сожалению, серьезные новости будут идти лишь в паузах, где-то между выступлением стендап-комика и откровениями популярных людей.
Геймификация. Это использование элементов игры, еще один тренд современного мира. Например, игру в том или ином виде используют в образовании. Лучше не просто рассказать о революции 1917-го года, а предложить поиграть в игру «император и революционеры». Через игру люди охотнее взаимодействуют с контентом, непринужденнее воспринимают информацию. В журналистику геймификация осторожно, но начинает входить. В будущем таких материалов будет больше. Примеры навскидку: «отгадай с каким счетом проиграли российские футболисты, варианты ответов: …», «кликни на неинтересные новости и взорви их (больше новости этой темы не появятся в вашей ленте)», «сообщи о новости в вашем городе и получи возможность выиграть приз».
Искусственный интеллект. Роботы уже пишут и говорят. Пока программы справляются лишь с написанием прогнозов погоды, спортивных сводок и простых информационных заметок, но с каждым годом их возможности растут. Компьютер есть компьютер, с ним не посоревнуешься – уже создан алгоритм, который может создать 3 тысячи (!) простых новостных заметок за 1 секунду, оперируя разными данными и сообщениями СМИ. Виртуальные дикторы пока не совершенны, но в самое ближайшее время они станут идеальными, у них будет прекрасная дикция и безупречная мимика. Переживать не стоит, они не заберут всю деятельность у журналиста – роботам отдадут самую рутинную и нудную работу, а творческая и интересная останется в наших руках.
Дата-журналистика (журналистика данных). Автоматическая обработка больших баз данных. Если сейчас журналист вглядывается в отчеты и таблицы, сам делает выводы и пишет конечный текст, то в обозримом будущем компьютерная программа сама проанализирует данные, например, цены на недвижимость или суммы налоговых сборов, и составит на их основе грамотный текст.
Новости идут за тобой. Звучит печально, но СМИ могут стать просто поставщиками контента. Популярность социальных сетей и мессенджеров приводит медиаэкспертов к выводу о том, что журналистские материалы будут поставляться напрямую туда, где пользователь проводит много времени. С учетом интересов человека, ему прямо в соцсети ВКонтакте или в мессенджере WhatsApp покажут новостную заметку информагентства или видеосюжет местного телевидения. Образно говоря, СМИ просто будут продавать свой контент популярным интернет-площадкам.