Готовимся к олимпиаде по журналистике. Практические задания

Наша Школа журналистики уже много лет занимается подготовкой школьников к олимпиадам по журналистике. Наши ученики побеждали во всех самых крупных олимпиадах и сейчас учатся или уже окончили обучение в ведущих вузах страны. Подробнее узнать о наших курсах можно на главной странице этого сайта, а пока можете попрактиковаться самостоятельно.

Такие и подобные задания есть на многих олимпиадах, в том числе на заключительном этапе олимпиады РАНХиГС.

Первое задание: напишите новостную заметку о начале Великой отечественной войны, как если бы вы были современником тех событий.

Второе задание: представьте, что делаете репортаж о победе Красной армии в Великой отечественной войне. 1. Составьте план репортажа: напишите 5 подтем (пункты плана). 2. Выберите двух невымышленных современников события, с которыми вы бы могли обсудить это событие, и задайте им по пять вопросов. 3. Придумайте заголовок для будущего материала.

Примеры выполненных заданий, написала наша студентка:

Первое задание:
Сегодня, 22 июня 1941г., в полдень, нарком иностранных дел В.М.Молотов, в своём обращении к народу объявил о начале Великой Отечественной войны.
“Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну…” — сообщил нарком по поручению товарища Сталина. Советским войскам было приказано изгнать германские войска с нашей территории. Победа будет за нами.

Второе задание:
Враг побеждён
1. Краткое вступление, в котором говорится об окончании ВОВ
2. Описание обстановки, которая сейчас происходит среди людей
3. Краткое перечисление значимых сравнений (без больших подробностей)
4. Интервью с Сталиным
5. Интервью с Зеленой Екатериной Васильевной

Сталин.
1. Каковы ваши ощущения после капитуляции Германских войск?
2. Что вы планируете делать дальше?
3. Как вы собираетесь восстанавливать страну?
4. Есть ли уже какие-нибудь решения касаемо народа?
5. Будете ли вы и дальше развивать военную мощь Советского Союза?

Зеленая Е.В.
1. Каковы ваши чувства после капитуляции Германских войск?
2. Как концерты на фронте помогали солдатам?
3. Какая постановка зрителям нравилась больше всего?
4. Расскажите, пожалуйста, о самом тёплом моменте с фронта.
5. Чем вы планируете заниматься дальше?

Комментарий Школы журналистики:

По первому заданию:

Нет заголовка, надо было придумать что-то в стиле информационного агентства — «Германия напала на Советский Союз»

Лид написан отлично. Но год не указываем, все новости свежие, поэтому просто «22 июня».

Можно было написать в конце бэкграунд о том, что ранее было подписано Соглашение о ненападении, но Германия нарушила взятые на себя обязательства.

По второму заданию:

Заголовок хороший.

План отличный. Но надо было написать не «интервью», а «цитаты». Интервью — это когда весь материал состоит из вопросов и ответов, а когда приводим какие-то реплики, то называем их цитатами.

«Вы» — пишем с большой буквы, когда это уважительная форма обращения к одному человеку, с маленькой буквы — когда обращаемся к нескольким людям (множественное число).

Прекрасно выбраны герои для цитат и отличные вопросы.

Еще примеры выполненных заданий, написала другая наша онлайн-студентка:

Новостная заметка:

С первыми лучами солнца 22 июня 1941 года войска германской армии совершили атаку на пограничные части нашей страны, начиная с Балтийского, заканчивая Черным морем. Германские войска, встретившись с отважными солдатами Красной Армии, были повержены с большими человеческими и техническими потерями. Лишь в нескольких направлениях противник достиг незначительных тактических свершений. Авиационные отряды наступателей были сбиты решительным отпором советских истребителей. Благодаря отваге и вере в правое дело наших солдат, а также силе духа нашего советского народа, враг будет сломлен!

План репортажа о победе Красной Армии в Великой отечественной войне:

Заголовок: Они — творцы победы

  1. Они еще не подозревали, что «завтра была война» (о начале военных действий)
  2. Вера советских граждан в победу, благодаря действиям солдат и тружеников тыла
  3.  Женщины и дети, приложившие руку к победе
  4.  Подвиги солдат
  5. Благодарность всем участникам военных действий и память об ушедших

Люди, невымышленные современники события и вопросы для них:

Константин Михайлович Симонов

— Военный журналист — это человек, который не только передает информацию о главных событиях, происходящих на линии фронта, но и принимающий непосредственное участие в страшных действиях войны. Какого это знать, что отправив статью в редакцию, через пару часов Вы можете попасть в плен? Не лучше ли быть гражданским журналистом, помогать людям в тылу, чем так самоотверженно рисковать жизнью?

— Какие ощущения Вы испытывали, описывая происходящее в последних боях за Берлин?

— Насколько сложно будучи непосредственным участником военных действий, военным корреспондентом, продолжать создавать литературные произведения, настоящее культурное наследие?

— Какое самое страшное сражение осталось в Вашей памяти?

— Увидев все ужасы войны воочию, как Вам кажется ее последствия отразятся на жизни народа и будущих поколений?

Нина Алексеевна Лобковская

— Окончив школу и поступив в медицинский институт, Вы поступили и на курсы стрелков. Как к этому отнеслась Ваша мама? Не отговаривала ли она Вас от такой «неженской» работы?

— Какие эмоции Вы испытали, когда оказавшись на Калининском фронте вошли в состав роты снайперов?

— Вы обучали снайперскому делу молодых солдат. Как Вы боролись со страхом в их сердцах?

— На Вашем счету 89 поражённых солдат противника. Помните ли Вы как впервые обезвредили врага?

— Работая, уже в мирное время, в центральном музее В. И. Ленина, Вы изучали наследие Ленина и революции. Как Вы думаете эта Ваша деятельность могла повлиять на людей, приходивших в музей?

Комментарий Школы журналистики:

Год не указываем, это новостная заметка, а все новости по умолчанию этого года, просто пишем «22 июня». Новостную заметку Вы написали в советском пропагандистском стиле. Думаю, это правильно, ведь тогда так писали и надо было поддержать моральный дух нашей армии и советских людей. Хорошо. Но если  писать так пафосно, то надо бы отметить, где-нибудь там устно или письменно, что сейчас я написала бы заметку по-другому, но в годы войны так писали, потому что газеты оказывали сильное влияние на людей и их нужно было поддержать во время войны.

Заголовок и план репортажа — хорошие, замечаний нет, всё отлично. Интересные вопросы к героям материала. Хорошо, что Вы читали о них, знаете подробности их жизни и военных лет.