Яркий, интересный заголовок — это ещё половина дела. И чтобы заинтересовать читателя нужен лид. Лид — вступительный абзац любого журналистского текста. Он должен содержать интригу и при этом объяснять суть материала, а также должен быть компактным. Лид в тексте выделяется обычно жирным шрифтом.
Объем вводного абзаца зависит от жанра материала. Для новостных заметок пишут короткий лид, для лонгридов — более объемный, с использованием деепричастных оборотов и других синтаксических элементов.
Существует несколько видов лидов. Вот некоторые из них: основной, эпизодичный, цитатный и другие.
Основной лид — в этом виде лида раскрывают основную мысль текста или кратко излагают ее. Например: «Американские энтомологи зафиксировали 8 случаев охоты пауков-скакунчиков на небольших лягушек».
Эпизодичный лид — тут читателю представляется эпизод, связанный с событием, который есть в материале. Например: «На осеннем празднике урожая состоялось награждение победителя конкурса на самую крупную тыкву этого сезона. Татьяна Иванова получала приз из рук представителя администрации, а в это время организаторы зажгли праздничные огни над всей территорией выставочного комплекса».
Цитатный лид — в нем используется цитата, которая характеризует весь текст. Например: «Я не собираюсь тратить время на людей, которые не могут потратить своё время на меня“, — заявил популярный актер».
А теперь покажем несколько ошибок, которые не стоит совершать во время написания лида:
1. Отдаленное отношение к тексту или заголовку, нет прямой связи. В этом случае лучше всего, придумать вступление, пока вы работаете над текстом. Отмечайте зацепки или фразы, с помощью которых можно составить первый абзац.
2. Иногда лид повторяет заголовок. В этом случае лучше добавить ещё дополнительной информации, которая поможет понять, под каким углом будет рассматриваться та или иная тема.
3. Ещё одна ошибка заключается в том, что не надо писать слишком большой текст. В лиде должно быть 3-4 предложения, чтобы заинтересовать читателя.
Вот ещё несколько советов, чтобы улучшить ваш лид, который будет интересен читателю:
1. Обозначьте проблему. Помогите читателю понять, зачем нужен ваш текст. Если вы хотите писать про экологические проблемы, то в двух предложениях объясните, почему это так важно и к чему проблемы с экологией могут привести человечество.
2. Найдите информационный повод.
3. При написании лида отвечайте на вопросы: «где?», «когда?», «кто?», «что?»
Татьяна Елохова