Режиссер кино Вадим Шанаурин: «К сожалению, мир становится только страшнее и хочется его как-то улучшить»

Вадим Шанаурин актер, режиссер.

В 1990 году окончил актерский факультет Ростовского училища искусств. В 2000 году — режиссёрский факультет ГИТИС по специальности режиссер драмтеатра. С 1990 по 2007 год служил в Академическом Молодежном театре г. Ростов-на-Дону.

Сыграл более 20 ролей в театре и более 17 ролей в кино. В настоящее время снимает проект «Кризисный центр».

— Вадим, расскажите, пожалуйста, как Вы решили стать актером?

С детства я любил смотреть разное кино. Сначала детское, конечно. Любил ходить в кинотеатры. Мама покупала открытки разных актеров, и мы с ней часто пересматривали эти открытки. Многие известные артисты мне тогда нравились, такие как: Леонов, Миронов, Даль, Виторган, Боярский и другие. И конечно же, мне очень нравились музыкальные фильмы. Я любил петь, у меня с детства был хороший слух.
В 12 лет мы с моим знакомым стали ходить в Харькове в драмкружок, назывался он Мадригал. Это было огромное здание, практически театр. Там была своя костюмерная, сцена и два педагога. Мы играли на этой сцене мой первый в жизни спектакль, я играл Щелкунчика.

После школы я решил поступать в Ростовское училище искусств на театральное отделение. Мама не верила в это во всё. Она говорила: «давай пойдёшь ты в ПТУ и не будем выделываться». Но я всё-таки настоял на своём и поехал поступать.

Была недельная подготовка. Я читал книжки, учил стихи, басни, пел под гитару. И потом начались туры. Три тура, 15 человек на место. И я поступил. Таким образом, я стал студентом театрального отделения.

Ну, а потом, был ростовский ТЮЗ. Меня взяли туда работать уже в качестве актера.

— У Вас было очень много ролей в ростовском театре. Какая самая любимая?

Всегда сложно отвечать на вопрос, какая лучшая роль была в театре. Они все разные были, и поэтому по-разному я к ним относился. Одной, конечно, не может быть. Я влюбился в этот театр, и просто захотел в нем работать.

Я увидел в спектакле рок-драме «Собаки» роль Гордого, и мне очень понравилась эта роль. А позже, я был назначен на эту роль. Я все-таки добился этого. Наверное, что-то действительно в космосе есть.

И потом роль Дмитрия в спектакле «Бегущие странники». Это был замечательный спектакль, замечательная роль. Там пять действующих лиц, все замечательные. Но если про свою говорить, то это роль Дмитрия.

— Позже Вы ещё закончили режиссерский факультет. На тот момент Вы решили больше уйти в режиссуру или совмещать с актерской деятельностью?

После того, как я закончил ГИТИС в 2000 году, я вернулся в Ростов-на-Дону, и предложил художественному руководителю поставить спектакль. Он согласился, дал мне малую сцену, я начал репетировать «Тень» Шварца, подобрал артистов, которые с удовольствием согласились. Но потом малая сцена понадобилась для другого проекта, и, к сожалению, моя работа не продолжилась.

Но в том же 2000 году в Ростов вернулся Кирилл Серебренников с проектом «Ростов-Папа», который он там начал снимать. Меня задействовали в 9-10 серии, я играл роль цыгана. Это комедийная роль, наверное, единственная роль в кино, которой я могу сильно гордиться.

И в тот же год, тот же художественный руководитель нашего театра посоветовал меня в Краснодар, потому что там понадобился человек, который поёт. Меня назначили на роль Тони, в мюзикле известного американского композитора Бернстайна «Вестсайдская история». Это известная пьеса. И я поехал туда работать.

— Работа над каким проектом в качестве режиссера-постановщика Вам больше всего запомнилась, или как Вы считаете, лучше всего получилась?

С 2010 года я работал на проекте «Кулагин и партнеры». Снимал где-то 3-4 серии в месяц. Мне пришлось тогда переучиваться, потому что театральный режиссер и режиссер кино – это две большие разницы.

Это, наверное, самый запоминающийся, самый лучший проект. Разные бывали серии, разные сценарии. Но это был мой дебют в кинопроизводстве. Мне очень нравилось ездить на монтаж. Монтаж мы тогда сами делали.

На проекте «Кулагин и партнеры» у меня было много серий. Запомнилась, как ни странно, моя серия, мой сценарий, который я же написал. «Вечера на хуторе». И, конечно, у меня была одна серия на проекте «Час Волкова» в 2012-2013 году. Это замечательный проект.

— Вы сыграли заглавную роль в фильме «Анимация» в 2020 году. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе.

В 2019 году меня пригласил на проект «Анимация» режиссер Сергей Серёгин (к сожалению, его не стало в прошлом году).

История интересная, персонаж мне тоже понравился. Это был бывший военный, ныне мэр небольшого городка. Он честный человек, прошел Афган. В его отсутствии погибли его подчиненные. И он сильно переживал из-за этого.

История слегка мистическая, потому что его сын 10-12 лет, рисует те кошмары, которые снятся моему персонажу, он мучается, и просыпается в холодном поту.
Фильм взял очень много премий. В Израиле, в России, в других странах.
Потом Серёгин мне сказал: «я просто тебя увидел в интернете, искал и нашел». Это в наше время очень редко бывает.

— Сейчас Вы снимаете сериал «Кризисный центр». Что это за проект? Что Вам здесь больше всего запомнилось?

Сейчас я снимаю третий и четвертый сезоны сериала «Кризисный центр». Это улучшенная версия первого и второго сезона. Насколько возможно, мы делаем максимально качественно все: от игры актеров до картинки. И по режиссуре это тоже очень интересный проект. Он связан с домашним бытовым насилием. В основном это женщины, которые бегут от этого насилия. И они могут укрыться вот в этом кризисном центре, где им помогают юрист Платова и психолог Петровская.
Хорошего запоминается то, что мы стараемся не поддаваться этому грустному направлению, ради которого сам сериал и создается. Артисты, в основном замечательные, все понимают, когда объясняешь. И стараемся все это через шутку, через юмор провести, но снять максимально правдиво, чтобы зрителю не страшно было, а, скажем, неприятно от этого всего. Но самое главное, чтобы те же самые зрительницы понимали, куда можно обратиться, если вдруг с ними что-то подобное происходит.

Мне нравится работать на этом проекте. Дай бог, если он продлится. Я считаю это познавательный и нужный проект для наших людей. К сожалению, мир становится только страшнее и хочется его как-то улучшить.

— Если Вам сейчас предложат любую роль в кино, театре или как режиссеру снять любой проект. Какую бы роль Вам как актеру интересно было бы сыграть или какой фильм снять как режиссеру?

Пусть это будет костюмированный классический спектакль, фильм, неважно. Но чтобы это была интересная роль. Нужная и непроходная. В режиссуре мне хотелось бы снять музыкальный фильм, на очень хорошую музыку, то, чего сейчас почти не делается. Или же какую-нибудь замечательную, веселую фантастику.

Беседовала Анастасия Ларина