Фотожурналистика: основные принципы работы

Поговорим об основных моментах работы с фотографиями в журналистике. Как сделать хорошие снимки, которые понравятся редакторам и читателям СМИ? Фотожурналистика сильно отличается от обычной художественной фотографии. Общее у них только в том как управляться с фотоаппаратом или камерой смартфона. В сюжетах, а тем более последующей обработке, есть большие отличия.

Разберемся для начала с самым простым — обработка. В художественной фотографии доступно, разрешено, поощряется всё, что делает снимок лучше и интереснее. Фотографы обрабатывают свои снимки в специальных программах, а сейчас даже используют сервисы с искусственным интеллектом. Условно говоря, можно менять цвет лица на портрете, дорисовать облачко на небе или день превратить в ночь. В фотожурналистике категорически запрещается, не приветствуется обработка. Можно сделать снимок немного темнее или светлее, настроить экспозицию (количество света), но не более того. В этом есть и плюсы, и минусы. Минусы очевидны, как получилось фото — таким оно и будет, но плюс заключается в том, что не надо тратить время и силы на обработку фотографий.

Часто фотожурналисты прямо с мероприятия, на котором отсняли несколько десятков фотографий, пересылают свои снимки в редакцию «как есть». Хорошенько поработал 30 минут, за 5 минут отправил и уже довольный сидит, кофе пьет. Почему нельзя обрабатывать фотографии? Потому что журналистика передает подлинную информацию, а не художественный вымысел. Мы пишем тексты о реальных событиях, без прекрас, такие же снимки и нужны.

Периодически происходят скандалы. Фотожурналист усилил на снимке пожар, пририсовал собаку на заднем плане или вместо двух танков сделал три. Это считается прям совсем-совсем плохо, с ним потом даже другие издания не будут работать. С обработкой и «фантазиями художника» разобрались, идём дальше.

Теперь поговорим о том, что нужно. Можно назвать несколько ключевых подходов, которые помогают создавать хорошие журналистские фотографии.

История в кадре. Считается, что каждая фотография в СМИ должна рассказывать историю. Например, снимок как мэр города перерезает красную ленточку на открытии нового крупного предприятия. Это не просто портрет чиновника с какой-то лентой. В этой фотографии читается история о том, как был построен завод и вот состоялось его торжественное открытие. Поэтому важно поймать самый «говорящий момент». До этого мэр стоял с постным выражением лица, а через 10 минут будет говорить о чём-то с коллегами. А нам нужен именно этот торжественный момент перерезания ленточки.

Главный объект и детали, окружение. Усиливают фотографию детали. Что увидит зритель слева и справа, а также на заднем фоне. Идет довольный политик в красивом костюме, а вокруг его «свита». Хорошо, но зачем-то журналист на снимке захватывает на заднем плане очень грустную бабушку в бедненькой одежде, которая смотрит на собрание людей и не понимает что вообще происходит. А вот такая задумка появилась у фотожурналиста, когда он в ходе мероприятия увидел бабульку. И теперь фотография не столько о том, что политик красавчик, а больше на тему «а нужна ли деятельность этих халеных товарищей простым людям».

Композиция, кадрирование снимка. Здесь много общего с художественной фотографией, вот и нашли точку соприкосновения. От того как объекты расположены, как обрезан снимок (обрезать в фотожурналистике можно, никто не требует предоставлять исходники) зависит многое, от этого зависит как вопринимет её зритель. Один и тот же момент можно снять плохо, а можно очень удачно.

Это отчетливо видно, когда журналисты работают на одном мероприятии. Вроде вместе стояли, вместе фотографировали, допустим, приезд министра на какой-то объект. Но в итоге у одного посредственные снимки, а  другого отличные. И дело не качестве изображения, а в той самой композии. Это размещение всех элементов изображения на снимке, а зависит композиция от того с какого ракурса снимать и что захватить в кадр. Классика композиции — правило третей, о котором мы часто говорим. Кадр делится линиями на девять частей тремя линиями с каждой стороны (в фотоаппарте и камере смартфона включается такая сетка) и важные объекты размещаются на пересечении этих линий.

Ловите момент. Талантливый журналист умеет поймать момент. Художник вскинул руки вверх, рассказывая о предстоящей выставке своих работ; девочка искренне засмеялась; священник сурово смотрит на кота, зашедшего в церковь. Вот такие моменты и такие снимки не оставят равнодушными, а могут и занять призовые месте на конкурсах фотожурналистики.

Стоит упомянуть о том, что не желательно делать постановочные кадры. Встаньте туда, посмотрите сюда, возьмите в руки флаг… Это в журналистике считается, как минимум, признаком дурного тона. Но иногда к таким приемам можно прибегнуть, но аккуратно.

Надеемся мы рассказали о главных подходах в фотожурналистике и о том, как можно сделать хорошие фотографии, которые понравятся редакторам и аудитории. Кстати, здесь речь шла не только о фотожурналистах, и о журналистах, которым всё равно нужно уметь делать хорошие фотографии.