Виктория Педан
Репортаж относят к самым древним жанрам журналистики. Путевые заметки об увиденном и услышанном, которые вели странствующие древнегреческие философы, историки или писатели, дошедшие и до наших дней – не что иное, как зарождающийся жанр современного репортажа.
Задача и ценность репортажа состоит в том, чтобы приоткрыть недоступную другим реальность средствами художественной выразительности языка: меткими деталями и сильными образами, выражающими точку зрения репортёра-наблюдателя. Удаленное, скрытое и неизвестное репортёр делает близким, наглядным и волнующим.
Создание хорошего репортажа схоже с написанием литературного произведения и подразумевает глубокую последовательную работу над текстом.
Важное правило полноценного репортажа — место события и происходящее необходимо увидеть и услышать своими глазами и ушами. Структура репортажа будет зависеть от его назначения – специальный, событийный или тематический.
Основные же этапы включают следующие шаги:
предварительный сбор информации по теме,
посещение места события, сбор фактического материала и захват центральной идеи будущего материала,
наблюдение ситуации в деталях,
эмоциональное включение и сбор впечатлений очевидцев и участников события, выделение их характерных черт,
субъективных реакций на произошедшее, знакомство с личными историями,
завершать работу следует, насытившись фактами и деталями, сложив целостное впечатление, наметив план развития материала от начала до окончания и сформировав собственный взгляд изнутри.
Полученный опыт журналист закладывает в концепцию будущего репортажа – хронику, путешествие или «развитие доказательства». Репортаж-хроника подойдет для описания мероприятия, репортаж-путешествие удачен при передвижениях к месту событий. Развитие доказательства более сложная схема — раскрытие темы сюжета по-новому, с формулировкой ценных выводов.
Структура репортажа в самом начале содержит хлёсткий заголовок и лид. Основной текст идет вводной сценой, далее развитие вводной сцены, указание на информационный повод и описание места события, бэкграунд из предыстории события, описаний героев и их действий; главную сцену с яркими деталями; бэкграунд из историй героев в контексте события и завершающую сцену с участием героев, выводы и наблюдения журналиста.
Таким образом, сменой «планов» авторскими приемами и субъективными наблюдениями, отступлениями и сопоставлениями достигается динамичность и глубина репортажа – короля жанров.